БАКУ, 22 окт – Sputnik. Во вторник вечером в Москву прибыл президент Сирийской Арабской Республики Башар Асад. В Кремле прошли его переговоры с Владимиром Путиным — как в узком, так и в расширенном составе с участием высшего российского руководства.
По словам пресс-секретаря президента России Дмитрия Пескова, переговоры были "достаточно продолжительными". Сообщается, что обсуждались вопросы продолжения борьбы с террористическими экстремистскими группировками, захватившими часть страны, против которых ведут наступление сирийские вооруженные силы при поддержке российской военной авиации.
"Сирия — дружественная для нас страна. Мы готовы внести свой посильный вклад не только в ходе боевых действий в борьбе с терроризмом, но и в ходе политического процесса — разумеется, в тесном контакте с другими мировыми державами и со странами региона, которые заинтересованы в мирном разрешении конфликта", — сказал Владимир Путин, начиная встречу.
В ответ Башар Асад поблагодарил российский народ за помощь его стране и выразил надежду, что после того, как победа над терроризмом будет одержана, Сирия вместе с Россией совместно продолжат действовать "по восстановлению страны с экономической точки зрения, с политической точки зрения, с точки зрения мирного существования всех".
Пришло время "сверить часы"
За последние несколько недель как в самой Сирии, так и вокруг нее существенно изменилась как военная, так и политическая ситуация, что потребовало сверки позиций сирийского руководства с основным союзником — Россией. Так объясняют эксперты внезапный для многих визит президента САР в Кремль.
"Сирийская армия, вытесняющая вооруженные формирования религиозных экстремистов из страны, действует уже не в одиночку, и сам Асад уже не в изоляции. Турция, наконец, начала активно действовать и "зачищать" лагеря радикалов на своей территории, американские ВВС активизировались в направлении Алеппо — вместе с курдами. Одновременно начались активные переговоры соседей Сирии — как друг с другом, так и с Россией. Все это вместе вызывает потребность Асада закрепить и развить ранее достигнутые с Москвой договоренности. Россия же, в свою очередь, заинтересована в том, чтобы ввести его в публичное поле и сделать полноправным легитимным участником процесса сирийского урегулирования на международном уровне", — говорит ведущий эксперт Центра политической конъюнктуры РФ Дмитрий Абзалов.
"Недавно прошедшие переговоры между руководителями России и Иордании, Саудовской Аравии ясно показывают, что арабские монархии уже не столь настороженно и однозначно-негативно воспринимают российскую поддержку режима Асада, как это было вначале, после нанесения первых ракетно-бомбовых ударов по позициям боевиков. Израиль также заявил, что будет координировать с Россией военные действия в Сирии. Обстановка в Ближневосточном регионе существенно меняется, вот почему Москве и Дамаску необходимо срочно "сверить часы" и договориться о дальнейших действиях", — соглашается с ним руководитель Центра военного прогнозирования Анатолий Цыганок.
Заместитель директора института "Центр развития" НИУ ВШЭ Валерий Миронов отмечает, что визит Башара Асада в Москву был рассчитан и на некий демонстрационный эффект.
"Конечно, такую встречу можно было провести где-нибудь на нейтральной территории или, например, в Сочи. Принимая Асада в Кремле, Владимир Путин ясно продемонстрировал свою решимость и дальше следовать избранным курсом в сирийском урегулировании: осуществлять поддержку законному руководству страны", — говорит он.
Анатолий Цыганок предполагает, что в "зыкрытой" части переговоров Путин и Асад могли обсуждать вопрос о создании в Сирии полноценной российской военно-морской базы. Возможно, речь шла и о списании части сирийского долга России, считает он.
"Сирии нужны не российские солдаты, а российское оружие"
Успешные наступательные действия сирийских вооруженных сил, которые стали возможны благодаря ударам с воздуха, которые наносят российские ВКС, подталкивают Дамаск к тому, чтобы договариваться с Москвой о расширении российской военной операции в Сирии. Однако об участии российских военных в сухопутных операциях речи не идет, полагают эксперты.
"Скорее всего, Россия действительно будет расширять свою военную операцию в Сирии, чтобы закрепить достигнутый правительственными войсками успех и добиться нового. Однако в наземных операциях российский воинский контингент участвовать не будет. И потому что у России достаточно опыта, чтобы не поступать так. И потому что в этом нет необходимости. Численность войск — сирийской армии, Стражей исламской революции Ирана, формирований иракского движения "Хезболла" достаточно, чтобы успешно развивать наступление и в западном, и в южном направлениях. В общей сложности это двухсоттысячный контингент, обеспечивающий значительное численное превосходство над силами "Исламского государства" (запрещено в РФ). Так что Сирии не нужны российские солдаты — ей нужно российское оружие", — говорит Дмитрий Абзалов.
"Для успешного развития наступления своих войск на занятые боевиками районы Сирии нужно не просто оружие — ей нужны самые современные виды вооружения. Такие, как огнеметная система "Солнцепек", как модернизированные самолеты и вертолеты. Поэтому ранее достигнутые с Москвой договоренности о поставках вооружений и военной техники теперь, с точки зрения Дамаска, нуждаются в определенной корректировке", — говорит Анатолий Цыганок.
В то же время, отмечает он, для обслуживания техники и для обучения сирийских бойцов России потребуется направить в эту страну дополнительное число военных специалистов. Кроме того, эксперты не исключают участия в отдельных операциях (в частности, по обеспечению безопасности баз вооружений) небольших групп российского спецназа.
"Помочь Сирии встать на ноги, а не оставить разоренную страну"
Важнейшей темой переговоров в Кремле стало будущее Сирии, участие России в экономическом и политическом восстановлении страны после того, как закончатся боевые действия против радикальных вооруженных формирований. В этом уверены эксперты, об этом же свидетельствуют заявления участников переговоров.
Успех российской операции в Сирии возымел не только военный, но и политический эффект. Американский госсекретарь Джон Керри заявляет, что целью США является не свержение Асада, а победа над террористами. Готовность примириться с тем, что Башар Асад пока остается во главе сирийского государства, осторожно выражают в Анкаре. То есть в мире постепенно растет осознание того, что важнейшей задачей сегодня стало сохранение сирийского государства, утверждает Дмитрий Абзалов.
"Речь идет о том, что же будет в Сирии в ближайшее десятилетие. Массовое бегство боевиков ИГИЛ из страны уже идет, а что потом? Потребуется политическое урегулирование между всеми теми силами, которые останутся. Часть территории остается под контролем так называемой умеренной оппозиции, курды контролируют свои регионы. Необходимы будут обстоятельные внутрисирийские переговоры, результатом которых может стать организация власти по образцу тунисского "квартета", например, создание курдской автономии… И всю надежду на осуществление этого процесса Башар Асад возлагает сегодня на Россию. А Москве будет необходимо добиться включения в переговорный процесс самого Асада", — говорит Дмитрий Абзалов.
По мнению аналитика, сам факт прошедшей в Кремле встречи говорит о том, что лидеры России и Сирии движутся именно в этом направлении.
Валерий Миронов считает, что России предстоит сыграть существенную роль и в будущем налаживании отношений послевоенной Сирии со странами-соседями по региону. А Анатолий Цыганок полагает, что еще одна важнейшая роль, которая предстоит Москве, — участие в экономическом возрождении страны.
"Экономика Сирии разорена и нуждается в скорейшем восстановлении. Вне всякого сомнения, уже сейчас обсуждаются вопросы участия в этом процессе крупных российских корпораций, например таких, как "Газпром" и "Роснефть", — говорит он.
По словам Дмитрия Абзалова, Кремль в своей политике в отношении Сирии учитывает ошибки и просчеты других государств, допущенные в этом же регионе. Переворот в Ираке, совершенный при поддержке США, закончился продолжающейся трагедией именно потому, что Белый дом после свержения режима Саддама решил, что его функция на этом закончена, и оставил разоренную страну на произвол судьбы.
"Российское руководство, напротив, старается просчитать дальнейшие варианты развития ситуации в Сирии с тем, чтобы помочь этому государству твердо встать на путь восстановления и развития", — говорит военно-политический эксперт.