Прежде чем обвинять гадалок в мошенничестве, должна быть создана специальная лаборатория, где бы проверялось наличие или отсутствие у них сверхъестественных способностей. Об этом в интервью Sputnik заявил известный азербайджанский экстрасенс, психолог Зираддин Рзаев, комментируя совместные действия Государственного комитета по работе с религиозными структурами и Министерства внутренних дел Азербайджана, уличающих гадалок в мошенничестве и запрещающих им практиковать.
– Как вы относитесь к решению госорганов Азербайджана, решивших запретить гадалкам заниматься своей деятельностью?
– Обвинение в мошенничестве еще не является доказательством того, что они являются таковыми. Возможно, что многие из людей, выдающих себя за экстрасенсов, колдунов и гадалок, страдают расстройствами психики. Но нельзя сразу всех клеймить. Это было бы неверно.
Являясь психологом, я часто наблюдаю за теми, кто называет себя экстрасенсами, предсказателями и целителями. Большинство из них психически больные люди. Но арестовывать их, обвинять в мошенничестве – нельзя.
Я живу в России и хорошо знаком с законами этой страны. Тут без наличия жалобы правоохранительные органы не расследуют факты мошенничества подобного рода. Если сотрудники правоохранительных органов без наличия жалоб привлекают кого-то к ответственности, то это звучит смешно.
Во-вторых, вопрос запрета или разрешения работать гадалкам должен быть рассмотрен в Милли Меджлисе.
В-третьих, у госструктур должно быть доказательство, что человек не мошенник. Кроме того, очень интересно, как они это будут доказывать.
Нельзя запрещать людям ходить к гадалкам и экстрасенсам. Это своего рода развлечение. Ну и что в этом такого? Некоторые ходят в казино, играют в карты с друзьями. Кого это должно беспокоить? И это не является мошенничеством.
– Глава Госкомитета по работе с религиозными структурами Мубариз Гурбанлы заявил в СМИ, что в рамках борьбы с гадалками не будут затронуты экстрасенсы, занимающиеся научной деятельностью и имеющие сертификаты. Как можно получить подобные сертификаты и куда следует обращаться?
– Мубариз Гурбанлы мой земляк. Мы лично хорошо знакомы. Я его уважаю. А что касается сертификатов, то лично я всегда предлагал разрешать экстрасенсам практиковать только в том случае, если они имеют медицинское образование. Для экстрасенсорики не нужен никакой сертификат. Но у экстрасенса обязательно должно быть высшее медицинское образование. Это очень важно. А если его нет, то экстрасенс должен работать под наблюдением врача. Потому что экстрасенс может не знать расположения человеческих органов.
А до этого экстрасенс должен доказать свои способности физикам, химикам, врачам. Он должен владеть определенными знаниями. Кем был Нострадамус? Он был врачом, философом, поэтом, ученым. А есть ли в наше время такие экстрасенсы? Конечно же, нет. И поэтому образованные люди порой не верят экстрасенсам. Что касается сертификата, то пока нигде в мире, кроме США, не изучают этот феномен на государственном уровне и не дают лицензии.
Каким методом в Госкомитете определяют, мошенник человек или нет, есть у него сверхъестественные способности или таковые отсутствуют?
– Методов определения наличия сверхъестественных способностей, скорее всего, нет.
– Тогда это насилие. Госкомитет должен обосновать свои действия. Они должны представить данные, сколько в этом году человек пострадало от рук лжеэкстрасенсов и гадалок.
Обычно небольшие государства, такие как Грузия, Азербайджан, Молдова, ориентируются на опыт крупных развитых стран, например, таких как США. А там нет запрета на гадание.
Даже в европейских странах на телеканалах в прямом эфире гадалка дает консультации, перебирая колоду карт, хотя в это я не верю. Но там свобода и народ сам выбирает себе развлечение. Люди отправляют деньги через смс, посылая сообщения на короткие номера. Кроме того, президент не давал официального распоряжения о запрете на гадание, а Милли Меджлис не принимал никаких законов по этому поводу.
Дело в том, что многие гадалки необразованные и неграмотные. Они не знают, где можно получить эти сертификаты.
– Кого в Азербайджане среди колдунов, гадалок и экстрасенсов вы считаете самыми сильными?
– Честно говоря, на месте правоохранительных органов я бы тоже всех арестовал, запретил. Потому что большинство из них — больные и шарлатаны. А что касается того, кто настоящий, я считаю, что таковым являлся ныне покойный экстрасенс Этибар Эркин. Я очень уважал и любил этого человека. Он был национальным достоянием. Эльчин происходил из рода Имама Мусеи – Кязыма. Лично я верил ему. Он предсказал свою смерть. Всегда говорил, что будет убит вместе с сыновьями. И хотя он был в разводе, дети пришли к нему погостить, и в этот день их убили дома, когда они совершали намаз. Кроме того, он был единственным экстрасенсом, отрывшим кафедру парапсихологии.
– Можете ли вы предсказать свою судьбу?
– Конечно. Есть некоторые люди, которые считают, что экстрасенсы должны все знать. Это неправильно. Другие уверены, что экстрасенсы не могут предвидеть свое будущее. Я вижу много эпизодов. Я работаю в клинике и недавно, припарковав автомобиль, зашел туда. В этот момент у меня было видение. Я увидел, как мой автомобиль ударили. Мне пришлось вернуться обратно и припарковать машину на два метра подальше от того места. Когда я вошел в здание, ко мне подошла администратор и сообщила, что мою машину ударили. Тогда я понял — это была судьба. Я это предвидел, но не смог ничего сделать. Конечно, я вижу разные видения о себе. И они реально сбываются.