Шахпери Аббасова, Sputnik Азербайджан
Гусейн Гаджимустафазаде — один из именитых мастеров азербайджанского шебеке, работает в этом старинном стиле декоративно-прикладного искусства почти тридцать лет.
Шебеке начало применяться в азербайджанской архитектуре примерно в IX-XII веках. В переводе с азербайджанского языка "шебеке" означает "сетка" и представляет собой сетчатые узоры из цветных стекол и деревянных брусков, собранных без каких-либо гвоздей и клея. Шебеке часто сравнивают с витражом, так как основным материалом при его изготовлении является цветное стекло.
Уникальный ханский дворец
Гаджимустафазаде начал заниматься шебеке с 15-летнего возраста, учился у знаменитого мастера Ашрафа Расулова. Рассказывая об истории этого искусства, он не мог не сказать о знаменитом Дворце шекинских ханов, который был построен 250 лет назад. Все окна в этом дворце выполнены в стиле шебеке.
"Я объездил немало стран Европы и Ближнего Востока и нигде не встретил витражи, подобные шебеке во Дворце шекинских ханов. Они настолько мелкие и нежные, что их невозможно собирать вручную, а только специальным инструментом", — говорит мастер.
По его словам, подготовка каждой детали и частички требует множества манипуляций. Если кусочек стекла больше или меньше необходимого размера даже на одну десятую миллиметра, собрать шебеке уже не получится. Частички прикрепляются друг к другу без использования гвоздей, и тут требуется высокая точность: "Поэтому это ремесло и считается таким сложным и требует много времени".
Мастер рассказал, что в последнее время спрос на шебеке повысился, при этом заказы в основном поступают от иностранцев. Мастер связывает это с ростом числа туристов в стране. "Наша мастерская входит в туристическую программу. Туристы, посетив Дворец шекинских ханов, обязательно приходят и к нам. Им очень нравится наше шебеке своеобразием, необычной формой", — говорит он.
При этом среди заказчиков немало сотрудников иностранных посольств и компаний: "Завершив работу в нашей стране, они увозят к себе на родину двери или окна, выполненные в стиле шебеке, на память об Азербайджане".
В 2002-2004 годах мастер участвовал в реставрации Дворца шекинских ханов, тендер на работы тогда выиграла одна немецкая компания. В то время местные мастера попросили сотрудников компании привести стекла, похожие на венецианские — чтобы не нарушать уникальность дворца, ведь и 250 лет назад шебеке во дворце были выполнены из венецианского стекла.
Особенности ремесла
Сейчас мастер работает со стеклом, произведенным в России, толщина которого три миллиметра. А у венецианского стекла – всего один, поэтому и работать с ним легче: "Я несколько раз участвовал в государственных мероприятиях, и на встрече с сотрудниками министерства экономики и промышленности говорил о том, что в нашей стране нет своего стекла. Они сказали, что планируют в будущем производить в нашей стране разноцветные стекла. Если у нас наладят такое производство, мы сможем заказывать стекла разных цветов и нужной толщины, и это облегчит нашу работу".
По словам мастера, в настоящем шебеке используется древесина восточного платана. При реставрации ханского дворца также применялось это дерево. Однако в настоящее время в основном используют буковое дерево, так как вырубка этих деревьев разрешена законом.
Вначале древесину варят на пару, вся влага уходит, благодаря чему пропадает благоприятная для размножения червей среда. Затем полностью высушенное дерево покрывают олифой. "Шебеке, изготовленным из такого дерева, мы даем стопроцентную гарантию – оно никогда не сгниет. Во Дворце шекинских ханов есть шебеке, древесина которых, несмотря на свои 250 лет, сохранилась до сих пор", — сказал Гаджимустафазаде.
Уникальные работы
Веками шебеке готовили на плоской поверхности. Но в 2009 году мастер впервые изготовил шебеке шарообразной формы. Это первая и единственная в своем роде работа заняла первое место на фестивале в Объединенных арабских эмиратах, в котором участвовали 400 мастеров из 38 стран.
Шебеке в форме граната, над которым мастер работал в течение двух месяцев, демонстрировалось в Вене во время Праздника граната, который проходил в рамках Дней азербайджанской культуры в Австрии. Обе эти работы мастер хранит у себя.
Другую свою уникальную работу – древний музыкальный инструмент каманча, также исполненную в круглой форме — мастер показал во время празднования в Баку Новруза президенту Ильхаму Алиеву и первой леди Мехрибан Алиевой: "У них появилась идея сохранить каманчу в качестве экспоната в Музее литературы имени Низами. В настоящее время я работаю над таром и дефом в стиле шебеке"
Что касается учеников, то, по словам самого мастера, распознать будущих продолжателей этого дела поначалу сложно. Неизвестно, хватит ли у молодого ученика терпения продолжить обучение до конца или он бросит его на полпути.
"Я начинаю обучение с дюжиной учеников, а к концу года остается не больше пяти. У некоторых попросту не хватает терпения. Думаю, чтобы стать хорошим мастером шебеке, надо любить это дело, обладать недюжинной фантазией, терпением и знаниями", — сказал собеседник Sputnik, добавив, что трудно стать хорошим мастером, не зная такие предметы, как математика, черчение, рисование.
Искусство шебеке является национальным достоянием страны, и мастер уверен, что двери и окна в азербайджанских домах всегда будут украшены играющими всеми цветами радуги старинными шебеке.