БАКУ, 6 янв — Sputnik. Международный транспортный коридор (МТК) "Север-Юг" в перспективе может стать ключевым и самым безопасным мегакоридором, который объединит грузопотоки Африки, Европы и Азии посредством его соединения с Северным морским путем (СМП), а на юге – с Трансаравийской железной дорогой через Ормузский пролив. Об этом в интервью ТАСС заявил член российско-оманского делового совета при Торгово-промышленной палате РФ, член транспортной подгруппы Делового совета БРИКС Марат Зембатов.
"СМП начинается в Мурманске, МТК "Север-Юг" – в Санкт-Петербурге. Если предположить возможность их объединения, а это все очень просто делается - используется железная дорога между Мурманском и Санкт-Петербургом, то мы получаем мегатранспортный коридор с огромными возможностями задействования разных логистических маршрутов на пространстве дружественных стран Евразии", – сказал Зембатов.
Он добавил, что второе перспективное направление для развития МТК "Север-Юг" связано с соединением коридора на юге с Трансаравийской железной дорогой на пространстве дружественных стран Аравийского полуострова. Для этого иранский порт Бендер-Аббас с помощью железнодорожной паромной переправы нужно соединить с оманским портом Хасаб, таким образом будет создан бесшовный единый транспортно-логистический каркас Евразии с участием Аравийского полуострова.
Зембатов считает, что из оманского порта можно будет добраться наземным транспортом до любой точки Омана, Саудовской Аравии и ОАЭ.
При этом, отметил он, для реализации этой инициативы потребуются инфраструктурные инвестиции.
"Но если заработает Севморпуть и с ним в связке переправа из Бендер-Аббаса в Оман, а соответственно, будет связь со всем Аравийским полуостровом, то получится, что этот мегатранспортный коридор соединит все дружественные страны от Северного Ледовитого океана до Судана на восточном побережье Африки через Саудовскую Аравию. Тогда весь мир дружественных стран будет объединен коридором "Север-Юг", и он уже станет новой реальностью, которая диктует условия в транспортно-логистической сфере всего мира. Соответственно, роль транзитного пространства России как страны возрастает кратно", – подчеркнул Зембатов.
Собеседник также заметил, что МТК "Север-Юг" даже при его расширении будет одним из самых безопасных транспортных коридоров, потому что является "долготным" (проходит с севера на юг) и затрагивает меньше стран и их границ, чем "широтные" коридоры, которые проходят с востока на запад.
Зембатов обратил внимание, что статистика показывает возрастающую роль МТК в грузоперевозках. В частности, по оценкам экспертов, в 2022 году по МТК было перевезено порядка 17 млн тонн грузов, в 2023-м – порядка 22 млн. Эксперты считают, что к 2030 году грузооборот по коридору "Север-Юг" возрастет до 30 млн тонн грузов в год.
МТК "Север – Юг" представляет собой мультимодальный маршрут протяженностью 7,2 тыс. км, соединяющий Санкт-Петербург с портом Мумбаи в Индии. Коридор включает три направления: транскаспийский маршрут (с использованием железных дорог и портов), западный сухопутный маршрут (через территорию Азербайджана) и восточный маршрут (через Казахстан и Туркменистан).