Эксклюзивы

Новая модель пассажироперевозок общественным транспортом в Азербайджане: кто выиграет?

Новшество, которое планируется внедрить в данной сфере в республике, экспертное сообщество оценивает положительно, однако сами компании-перевозчики настроены не столь оптимистично.
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен
БАКУ, 18 окт — Sputnik. В Азербайджане ведется работа по созданию механизма государственной поддержки для предоставления населению услуг устойчивого общественного транспорта. Для этого была разработана новая финансовая модель.
Об этом в ответ на запрос Sputnik Азербайджан сообщила пресс-служба Агентства наземного транспорта АР (AYNA).
Отмечается, что данная финансовая модель предполагает создание финансовых ресурсов для обновления автобусного парка и повышения рентабельности перевозчиков с целью предоставления более качественного обслуживания пассажиров.
Напомним, на днях в Азербайджане была представлена новая концепция деятельности автобусных перевозчиков.
О ней сообщил председатель Азербайджанского агентства наземного транспорта Анар Рзаев на мероприятии, посвященном трансформации пассажирской мобильности в республике. По его словам, новая концепция заключается в подписании брутто-контрактов с перевозчиками.
Брутто-контракт – это договор между заказчиком (как правило, городскими властями) и перевозчиком на выполнение перевозок с оплатой на основе оценки работы, выраженной в значениях пробега (пройденного километража), а иногда еще и времени.
По словам Рзаева, этот вопрос долгое время серьезно обсуждался.
"У нас имеются расчеты по разработанной нами системе, которая очень проста: государство оплачивает перевозчику километраж. В Европе автобусы работают по брутто-контракту. Перевозчик получает от государства оплату за пробег и охотно готов предоставлять услуги вплоть до полуночи. Это и есть система, которую мы представили. Над всеми ее расчетами мы уже поработали, и мы точно понимаем, каковы будут затраты и как это будет работать", - сказал он.
Председатель агентства также отметил, что предлагаемая система получила и политическую поддержку.
"По этому вопросу были проведены встречи с соответствующими государственными органами, которым были представлены все расчеты", - сказал Рзаев. Он добавил, что реализация этого проекта потребует достаточно серьезных финансовых ресурсов.

Эксперты считают, что брутто-контракты выгодны для всех

Эксперты в сфере транспорта единогласны в том, что работу наземного общественного транспорта в стране следует перевести на систему брутто-контрактов, они считают, что это целесообразно и принесет положительные результаты.
После внедрения данной системы в пассажирских перевозках качество обслуживания повысится, сказал Sputnik Азербайджан эксперт по транспортным вопросам Эльданиз Джафаров. По его словам, суть брутто-контракта как раз и заключается в повышении качества пассажирских перевозок общественным транспортом.
Джафаров сообщил, что в ходе реализации брутто-контрактов между пассажирами и транспортной компанией функционирует некая структура, которая контролирует выручку автобусов (оплату за проезд) и платит транспортным компаниям за каждый километр пробега.
"Преимущество брутто-контракта в том, что довольны и пассажиры, и перевозчики. Независимо от количества пассажиров, автобус курсирует на линии в обозначенное время суток. Даже если пассажир всего один, перевозчик осуществляет перевозку согласно установленному интервалу. Частные перевозчики при этом имеют стабильный доход, что дает им возможность своевременно обновлять свой автобусный парк", - сказал Джафаров.
Другой эксперт по транспортным вопросам Эльмаддин Мурадлы сообщил Sputnik Азербайджан, что некоторые европейские страны, перешедшие на систему брутто-контрактов, отмечают положительный результат этого.
"И мы ратуем за применение брутто-контрактов в сфере пассажирских перевозок в нашей стране, потому что основная цель этого проекта – стимулирование и поддержка перевозчиков. Компания покупает автобусы, строит для них гаражи, нанимает водителей. Потом она, заключив с соответствующей структурой брутто-контракт, начинает осуществлять пассажироперевозки, получая за свою работу деньги за километраж. При таком раскладе перевозчики стараются работать лучше. Они, получая деньги, предоставляют качественный сервис, поскольку брутто-контракт налагает на перевозчиков обязательства по качественному обслуживанию пассажиров", - сказал Мурадлы.
Эксперт также с сожалением напомнил, что в Азербайджане до сих пор еще не все перевозчики перешли на карточную систему оплаты проезда.
"Это создает определенные трудности для реализации нововведения. Но после того как в пассажирских перевозках начнут действовать брутто-контракты, транспортные компании сами будут заинтересованы в том, чтобы внедрить на своих автобусах карточную систему оплаты проезда. Тогда и качество обслуживания пассажиров еще больше повысится", - считает Мурадлы.

У компаний-перевозчиков есть сомнения

Глава занимающегося пассажирскими перевозками ООО Azland Plaza Бахруз Тагиев сообщил Sputnik Азербайджан, что использование брутто-контракта в сфере пассажирских перевозок является позитивным шагом, однако на данном этапе сделать однозначный вывод о том, будет ли это действительно выгодно транспортным компаниям, невозможно.
"Это будет зависеть от того, какую сумму будут платить компаниям-перевозчикам. Если за каждый километр будут платить нормальные деньги, то тогда, конечно, перевозчикам будет выгодно работать по брутто-контрактам. Не стоит забывать, что в последнее время запчасти для автобусов сильно подорожали, поэтому ремонт нам обходится дорого", - сказал Тагиев.
Он отметил, что в Европе государство предоставляет транспортным компаниям своего рода субсидию на основе брутто-контракта, а перевозчик, соответственно, оказывает населению качественные услуги. Таким образом, на маршрутную линию можно выпускать необходимое количество автобусов. В Азербайджане же транспортные компании не могут найти деньги на ремонт сломавшегося автобуса. Если брутто-контракт будет введен, если перевозчику будут платить нормальные деньги за каждый километр, то и качество обслуживания пассажиров повысится.
"Если же платить будут мало, то нам (перевозчикам – ред.) это будет невыгодно. Так что расчеты должны быть точными", - сказал Тагиев.
По его словам, в городских пассажироперевозках не все так однозначно. "У нас есть маршрутные линии, которые приносят большой доход, а на других он довольно скромный. Плюс к этому, маршруты различаются по своей протяженности. Так что должны быть учтены все эти нюансы", - подытожил глава компании-перевозчика.
Новости
Дифференцированные тарифы: станет ли проезд в Баку дешевле для пассажиров?