Аналитика

"Зеленая повестка" или инвестиции в расширение газопровода: почему BP уходит из TAP?

Соглашение о продаже доли BP американской Apollo оценивается примерно в $1 млрд. Эксперт поделился мыслями о том, почему мировой гигант уходит из перспективного проекта.
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен
БАКУ, 21 сен — Sputnik. Трансадриатический газопровод (TAP), который поставляет азербайджанский газ в Европу и является частью Южного газового коридора, ожидает смены пайщика – британская компания BP продает свою долю в 20% американскому частному инвестиционному фонду Apollo Global Management.
В заявлении BP говорится, что соглашение о продаже доли Apollo оценивается примерно в $1 млрд. Исполнительный вице-президент BP по газу и низкоуглеродной энергетике Уильям Лин заявил, что несмотря на то, что в ТАР привлечен новый инвестор, это не уменьшило роли BP в стратегическом активе ее газового бизнеса в Азербайджане.
Следует отметить, что BP участвует во многих нефтегазовых проектах Азербайджана, а в ряде из них выступает и оператором. Кроме BP, акционерами газопровода TAP также являются Госнефтекомпания Азербайджана SOCAR (20%), итальянская Snam (20%), бельгийская Fluxys (20%) и испанская Enagás (20%).

"Зеленая повестка" давит на BP

Аналитик Фонда национальной энергетической безопасности России Игорь Юшков считает, что вероятной причиной ухода BP из газопровода TAP может быть "зеленая повестка" мирового энергетического рынка.
"На BP продолжает давить "зеленая повестка", которую пропагандирует европейские политики, и решение по каждым новым инвестициям в добычный проект, связанный с топливной энергетикой, дается сложно. Им приходится при инвестициях оценивать, как это воспримут акционеры, регуляторы и европейские власти", - сказал Юшков Sputnik Азербайджан.
Поэтому, отметил эксперт, компании вроде BP стараются без лишней необходимости не инвестировать в топливные проекты, а вкладывать деньги в возобновляемую энергетику, так как это одобряется акционерами, влияет на стоимость акций, хотя в реальности приносит меньше прибыли компаниям.
А в ТАР вставал вопрос о том, чтобы участники этого проекта инвестировали бы еще дополнительную сумму в его расширение, а может быть в дальнейшем и в увеличение объемов добычи газа в Азербайджане, чтобы заполнить эту трубу.
"В рамках TAP AG, оператора газопровода ТАР, скорее всего, проходили переговоры с акционерами о том, кто хочет инвестировать в расширение газотранспортной системы, будет ли это как-то связано с инвестициями в развитие ресурсной базы, насколько это синхронизировано и какие суммы требуются для расширения трубы и газодобычи. Нежелание вкладывать деньги в эти проекты, которые позволили бы Азербайджану увеличить объемы поставок в Европу, и привело к тому, что BP выходит из TAP", - пояснил Юшков.

Неопределенность на рынке отпугивает BP

По словам эксперта, выход компании BP из ТАР не связан с тем, что они не видят перспективы в газопроводе. Наоборот, газопровод ТАР будет работать, окупать инвестиции и зарабатывать – это уже состоявшийся проект.
"Их пугают эти переговоры о расширении газотранспортной системы и инвестициях, которые придется сделать", - отметил Юшков.
При этом, добавил эксперт, покупателем доли BP выступила инвестиционная компания. Эксперт считает, что она рассчитывает потом перепродать долю BP с большей выгодой. Вряд ли это конечный собственник, который будет долго находиться в структуре акционеров оператора ТАР, отметил Юшков.
С другой стороны, BP также отпугивает неопределенность газового рынка вообще и некие споры, которые возникают вокруг перспективы увеличения поставок из Азербайджана.
"Потому что, с одной стороны, европейцы просят здесь и сейчас прислать больше газа, а с другой - говорят о том, что будут отказываться от газа и ископаемого топлива из-за энергетического перехода и к 2040-2045 годам перестанут использовать углеводороды. Президент Ильхам Алиев правильно отметил это противотечение. Он публично заявил, что ЕС просит Азербайджан добывать и поставлять больше газа, но не хочет подписывать долгосрочные контракты, которые гарантировали бы Азербайджану возврат инвестиций", - отметил Юшков.
Возможно, добавил эксперт, BP испугалась такой ситуации, когда будет принято решение инвестировать дополнительные средства в расширение газотранспортной системы, а долгосрочный контракт так и не подпишут, и получится, что трубу расшили, а гарантий загрузки в долгосрочной перспективе нет.
Аналитика
TAP расширяется: станет ли газопровод частью турецкого хаба и чье топливо будет качать?