Аналитика

Новая альтернатива Суэцкому каналу - Азербайджан осваивает Севморпуть

Нефтяной танкер, принадлежащий компании из Азербайджана, впервые в истории следует по Северному морскому пути в Китай.
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен
БАКУ, 27 авг — Sputnik. Целый ряд проблем на традиционных и привычных для грузоотправителей транспортно-логистических маршрутах привел к развитию альтернативных путей транзита. В частности, сложности прохождения крупных танкеров и сухогрузов через Суэцкий канала, а также атаки йеменских хуситов на торговые суда в Красном море, Аденском заливе и даже Средиземном море стали причиной поиска новых маршрутов и стимулом развития непопулярных ранее транспортных коридоров.
Одним из таких путей стал российский Северный морской путь (Севморпуть/СМП), который ранее использовался в основном только российскими и китайскими компаниями.
Однако растущий грузопоток через СМП, тем более в сезон грузоперевозок по нему (июль-октябрь), привел к росту интереса к данному маршруту, и одним из новых его участников стал Азербайджан.
Так, согласно информации LSEG (оператор Лондонской фондовой биржи), нефтяной танкер, принадлежащий компании из Азербайджана, впервые в истории следует по Севморпути в Китай.
Сообщается, что танкер Prisma, построенный в 2005 году, имеет класс ICE 1C, что позволяет ему проходить по СМП с ледокольной поддержкой. Судно загрузило сырую нефть в российском балтийском порту Приморск и в настоящее время находится в Карском море.

Самый безопасный морской путь

В текущем навигационном сезоне уже шесть судов перевезли около 600 тыс. тонн российской нефти, и все они принадлежали российским компаниям. При этом ряд экспертом отмечает, что перевозки через СМП обходятся грузоотправителям дороже, чем через Суэцкий канал, но, в отличие от последнего, поставки через Севморпуть намного безопаснее.
Согласно исследованию Bloomberg, СМП стал самым безопасным морским маршрутом на фоне участившихся ударов йеменских хуситов в Красном море.
Согласно данным российской госкорпорации "Росатом", в прошлом году через Севморпуть прошло рекордное количество грузов — 36 млн тонн, из которых больше половины - это сжиженный природный газ (СПГ). Трейдеры и эксперты ожидают, что из-за непрекращающихся атак хуситов в Красном море больше танкеров будут идти через Северный морской путь.
В мае в статье Foreign Policy указывалось, что морские государства на протяжении веков воспринимали СМП как потенциально более короткий маршрут, соединяющий Европу и Азию, но суровые климатические условия в Арктическом регионе долгое время препятствовали полноценному использованию этого пути.
Сегодня процессы изменения климата в Арктике проходят в четыре раза быстрее, чем в других регионах, и стремительное таяние льдов способствовало возобновлению дискуссии об использовании СМП.
При этом расстояние между некоторыми частями Европы и Азии в рамках СМП составляет всего 8 тыс. миль (12,8 тыс. км), тогда как протяженность пути, проходящего через Суэцкий канал, равна почти 13 тыс. миль (20,9 тыс. км).
В РФ ожидают, что грузопоток по Севморпути в 2024 году должен составить 71 млн тонн, а в период 2024-2035 годов – 1,8 млрд тонн.

Альтернатива не помешает

Азербайджан сегодня активно развивает транспортные коридоры, которые проходят через его территорию. При этом страна рассматривает и вариант использования своими компаниями альтернативных маршрутов, и Севморпуть в этом смысле может стать выгодным маршрутом для азербайджанских компаний, занятых перевозкой грузов из портов РФ в Китай.
Кроме того, международный транспортный коридор "Север-Юг", который активно развивают Азербайджан и Россия, как ожидается, в перспективе свяжет Севморпуть с Индийским океаном.
Стоит отметить, что Россия призывает страны и компании осваивать Севморпуть. Так, в октябре прошлого года в ходе III Форума международного сотрудничества "Один пояс, один путь" президент РФ Владимир Путин предложил международным грузоотправителям оценить проект Севморпути. По словам Путина, навигация на всем его протяжении вскоре станет круглогодичной.
При этом российский лидер заявил, что Москва не просто предлагает партнерам активно использовать транзитный потенциал СМП, но и приглашает заинтересованные государства к прямому участию в его развитии.
"Готовы обеспечить надежную ледовую проводку, связь и снабжение", - сказал глава российского государства.
В таком случае азербайджанские компании, выходя на СМП и осваивая его, не только получают альтернативный и надежный маршрут поставок, но и могут стать участниками развития масштабного транспортного коридора.
Эксклюзивы
Зачем Баку и Москве новые танкеры и какие нефтегазовые проекты будут реализовывать страны