Аналитика

Скрытая миссия "западника" Пашиняна в структурах СНГ и ОДКБ

Руководство Армении продолжает игнорировать работу в рамках СНГ и ОДКБ, при этом интенсивно развивая сотрудничество с Западом в военной сфере.
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен
БАКУ, 17 апр — Sputnik. Власти Армении с завидной настойчивостью продолжают игнорировать мероприятия в рамках СНГ и ОДКБ. И если в первом случае свое неучастие Пашинян и Со объясняют занятостью, то во втором - объявляется о некоем "замораживании" своей деятельности. То, что обе эти организации имеют между собой много общего, не является секретом. Стран-участниц объединяет совместное прошлое в составе СССР и то, что основной ведущей силой в этих объединениях выступает Россия. Напрашивается вывод, что реверанс в сторону Запада можно охарактеризовать как разворот от России.

От кого ЕС и США собираются "защищать" Армению?

Возможный разворот во внешней политике Еревана в сторону Запада обсуждается давно. Но многие аналитики выдвигали версию того, что, несмотря на внешние проявления, Пашинян не отвернется от традиционных союзников из ОДКБ и СНГ. Считалось, что прагматичный расчет возобладает над амбициями соросовских кадров в Ереване. Иллюзии развеялись после появления сообщений об итогах брюссельской встречи Пашиняна с руководством ЕС и госсекретарем США Энтони Блинкеном. Несмотря на заверения западных политиков о невоенной и не антиазербайджанской направленности переговоров, достигнутые договоренности свидетельствуют об обратном.
Согласно информации СМИ, большинство подписанных между сторонами соглашений охватывают сферу военного сотрудничества. К примеру, Соединенные Штаты берут на себя обязательство по предоставлению Еревану экспертной поддержки для проведения обзора стратегической обороны и разработки новой военной доктрины Армении. Также США окажут необходимую помощь для значительного развития военного и оборонного потенциала Армении и укрепления пограничного контроля, уделяя особое внимание границе с Ираном. Также ВС США будут участвовать в совместных военных учениях и тренировках с Вооруженными силами Армении для "обеспечения оперативной совместимости".
В свою очередь ЕС, выражающий поддержку решению Еревана о выводе войск Пограничной службы ФСБ РФ из международного аэропорта Звартноц, с армяно-иранской границы и всех других международных пограничных пунктов, намерен уделить военному сотрудничеству с Арменией не меньше внимания. Стороны договорились, что будут регулярно проводить консультации по вопросам обороны и безопасности, подчеркнув при этом необходимость снижения зависимости Еревана от российской военной техники и технологий, а также уменьшения зависимости от предоставляемого Россией военного образования и подготовки. Кроме того, ЕС обещает оказать Армении помощь в создании оборонной инфраструктуры на границе с Азербайджаном, включая инженерные укрепления. Венцом всех этих договоренностей должен стать пункт о том, что США и Европейский союз создадут совместную военную и оборонную целевую группу для координации реализации программы устойчивости обороны и безопасности Армении.
Это лишь часть достигнутых соглашений, которую мы посчитали достаточной для того, чтобы сделать соответствующие выводы. Даже по упоминанию стран в этих документах понятно, что основными направлениями враждебных действий выбраны Россия, Иран и Азербайджан. Перечислять их можно в любой последовательности.
Премьер-министр Армении Никол Пашинян, президент Европейской комиссии Урсула фон дер Ляйен, госсекретарь США Энтони Блинкен и верховный представитель ЕС Жозеп Боррель после совместной встречи ЕС-США-Армения

"Уходя - уходи" или почему Пашинян все еще держится за Москву

После ознакомления с основными пунктами брюссельского соглашения становится более чем понятна истинная цель игнорирования мероприятий в рамках ОДКБ правительством Пашиняна. Начнем с того, что в документах ОДКБ нет такого понятия. К тому же Армения не прекратила свое участие в организации, а лишь существенно его сократила. Говоря простым языком, Ереван участвует в тех мероприятиях, которые ему интересны, и игнорирует те из них, которые считает неважными для себя.
Не вдаваясь в подробности, заметим, что ОДКБ – это военно-политический блок, призванный обеспечить безопасность всех без исключения стран-участниц в случае военной агрессии. А теперь представьте, что одна из стран подвергается реальной атаке извне (ключевое слово - реальной), а другой участник договора заявляет, что помогать ей не собирается, так как это не соответствует его интересам. Абсурдность ситуации в том, что это - основы соглашения о коллективной безопасности.
Опасность заключается и в том, что, будучи полноправным членом ОДКБ, даже с "замороженным" статусом, Ереван получает полную информацию о всех мероприятиях и планируемых шагах, тактических и стратегических планах организации, которые могут составлять военную тайну. А с учетом договоренностей с западными партнерами, которые уже давно в открытую называют ключевого участника ОДКБ в лице РФ стратегическим врагом, даже гипотетическая возможность получения ими этой информации является для организации серьезной угрозой.

Возможное развитие ситуации

Официальный ответ на действия Еревана со стороны региональных стран пока не поступал. По всей видимости, политики ожидают официального озвучивания достигнутых в Брюсселе соглашений или определенных действий, подтверждающих опубликованные в СМИ материалы.
И тем не менее, даже по имеющейся информации можно сделать выводы о том, что нужно быть готовым к любому возможному сценарию развития событий. В частности, азербайджанские политологи напоминают о том, как негативно подействовало на ситуацию на границе размещение европейских наблюдателей на территории Армении. Именно после этого участились случаи обстрела азербайджанских территорий, в результате которых погиб один и ранено несколько пограничников. Таким образом, напрашивается вывод, что наличие в Армении большего количества военнослужащих из западных стран еще больше усугубит ситуацию и может привести к непредсказуемым негативным последствиям.
Настораживает также тот факт, что Армения запросила у США бронированные санитарные машины. Говорить о назначении таких автомобилей не приходится. С учетом того, что в настоящей ситуации нужды в таких автомобилях нет, значит, противная сторона может к чему-то готовиться.
Также можно еще раз напомнить два момента из опубликованных материалов, которые касаются российских военнослужащих на территории Армении и пограничников на границе. Такой подход сам по себе подразумевает возрастание количества возможных провокаций в их адрес, что отнюдь не поспособствует укреплению стабильности в регионе. А с учетом того, что российские пограничники контролируют ситуацию на армяно-иранской границе, что позитивно воспринимается Тегераном, провокации в этом вопросе могут существенно накалить обстановку в регионе.
Таким образом, можно предположить, что Запад не прочь разжечь пожар на Южном Кавказе по украинскому сценарию. Судя по развитию событий, основным проводником этих идей доверили выступить правительству Пашиняна. Но как премьеру Армении, так и всем остальным участникам этой авантюры стоит помнить о нескольких аспектах подобного сценария.
Во-первых, географическое положение Армении существенно отличается от Украины. Армения расположена среди государств, которые успешно сотрудничают между собой и выступают за укрепление региональной безопасности без привлечения сторонних сил, каковыми в данном случае являются США и ЕС.
Во-вторых, ведущие державы региона прекрасно помнят, к чему привели попытки Запада вооружить и противопоставить Украину и украинский народ братской России. Было бы хорошо для всех народов региона, чтобы это же осознали и в Ереване. И чем раньше – тем лучше.