БАКУ, 16 апр — Sputnik. В Грузии сообщили о решении правящей партии повторно внести на рассмотрение парламента законопроект "О прозрачности иностранного влияния". Попытка рассмотреть документ в прошлом году привела к массовым протестам, которые вынудили власти отозвать его. Нынешняя инициатива также вызвала недовольство определенной части общества, которая и так подогревается из-за рубежа.
В чем же суть законопроекта, который так взбудоражил грузинское общество и политиков на Западе? Согласно документу, к числу организаций, проводящих интересы иностранной силы, будут отнесены неправительственные организации и СМИ, более 20% дохода которых поступает из-за рубежа. Они должны будут обратиться в Национальное агентство публичного реестра, чтобы их внесли в соответствующий перечень. После этого от организации требуется в начале каждого года заполнять финансовую декларацию. Сделать это можно будет в электронном виде. Все просто и достаточно прозрачно. Но как оказалось – не для всех.
Реакция зарубежных сил
Одним из первых свое недовольство законопроектом выразила президент Грузии Саломе Зурабишвили. Обладательница французского паспорта охарактеризовала данную инициативу властей как саботаж европейского курса страны.
Как и следовало ожидать, высказывание Зурабишвили прозвучало синхронно с европейскими политиками. Так, председатели комитетов по международным отношениям парламентов двенадцати европейских государств оценили ситуацию таким образом: "враждебный шаг против европейских устремлений грузинского народа и его будущего".
Внешнеполитический представитель Еврокомиссии Петер Стано посчитал, что данная инициатива навредит деятельности гражданского общества Грузии. Отклонить законопроект также призвали американские сенаторы и руководство НАТО. Ну, и как обычно в таких случаях, в унисон с американцами выступили в ООН. Совет по правам человека назвал законопроект противником свободы выражения мнений и объединений в Грузии.
На фоне такой поддержки из-за рубежа активизировались оппозиционные силы внутри страны. Свыше 400 неправительственных и медиаорганизаций выступили с заявлением о том, что инициатива властей представляет угрозу евроинтеграции и свободе слова и начали протесты под лозунгом "Да – Европе, нет – российскому закону".
Привлекает внимание тот факт, что противники принятия данного закона не говорят о сути нового документа. Ни в прессе, ни на митингах не обсуждается ни один из пунктов законопроекта. Основным доводом противников принятия закона является то, что в России действует похожее законодательство.
К слову напомним, что резко критикуемый западными политиками российский закон "О некоммерческих организациях", который фиксирует перечень понятий об иноагентах, был принят лишь в 2012 году, тогда как подобные законы в США и других странах Запада приняты гораздо раньше и действуют по настоящее время. Однако данный факт организаторами митингов в Грузии и критикующими законопроект западными политиками "скромно" умалчивается.
Законодательный опыт Запада в борьбе с иноагентами
Локомотивом регулирования деятельности иностранных агентов на Западе можно считать США, где действует Закон о регистрации иностранных агентов (FARA), принятый в далеком 1938 году. В то время его принятие было обосновано необходимостью ответа на германскую пропаганду. После ряда изменений закон был адаптирован под нынешние реалии и стал инструментом борьбы с лоббированием иностранных политических интересов.
Идеологическое обоснование для принятия закона более чем существенное. В современных условиях следует учитывать тот факт, что подобные законы вынуждены принимать практически в каждой стране, которая намерена противостоять западной пропаганде. И именно те государства, которые пытаются уберечь свои суверенные права, подвергаются жесткой критике со стороны ведущих западных стран и организаций. И это несмотря на то, что сравнительный анализ законов показывает, что правила противодействия в незападных странах отнюдь не более жесткие, чем в тех же США.
Согласно американскому закону, при регистрации иноагент должен дать полную информацию о себе, описать свою деятельность, структуру собственности, передать данные о зарубежном заказчике, полученных от него средствах, распространяемых информационных материалах. Под действие закона не подпадают лишь официальные представители иностранных государств, в том числе дипломаты. За нарушение предусмотрен штраф до $10 тыс. или тюремное заключение сроком до пяти лет. Иностранец, признанный виновным, подлежит депортации. В настоящее время в США в списке действующих иноагентов числятся 500 физических и юридических лица.
Подобные законы действуют в Австралии, Израиле и многих других государствах. А в марте прошлого года Европейский Союз заявил о начале разработки собственного закона, который обяжет неправительственные организации, консалтинговые и научные учреждения раскрывать информацию о любом финансировании, полученном ими из-за пределов ЕС. А в декабре Еврокомиссия утвердила проект европейской директивы об иноагентах, получившей название "Пакет защиты демократии", который обязывает представителей интересов не входящих в Евросоюз государств в обязательном порядке регистрироваться в Реестре транспарентности ЕС с указанием всех полученных от иностранного государства платежей.
Еврокомиссия обосновывает необходимость принятия таких мер результатами опроса общественного мнения, согласно которому 81% европейских граждан считают внешнее вмешательство в европейскую демократию "серьезной проблемой" и выступают за регистрацию всех иноагентов.
Ситуация в Грузии и влияние извне
Еще совсем недавно в Европе говорили о Грузии как о проводнике демократических ценностей в регионе. Такая постановка вопроса была актуальна до тех пор, пока в там безукоризненно выполняли требования и рекомендации Запада. Но стоило Тбилиси потребовать свои права и возмутиться тем, что западные партнеры не выполняют данных обещаний, как все в одночасье изменилось. Теперь Грузию упрекают в том, что она намерена не допускать усиления элементов, которые по указке извне могут попытаться дестабилизировать ситуацию в стране. И если в самом ЕС такие законодательные акты, по мнению Брюсселя, призваны защищать демократию, то в других странах они расцениваются как угроза демократическим принципам.
В настоящее время в столице Грузии организуются митинги, которые однозначно показывают откуда у этих протестов "растут ноги". Протестующие против принятия нового законопроекта размахивают флагами ЕС и скандируют антироссийские лозунги. Получается, что новый законопроект, который призван, как и в самом ЕС, или в США, защитить внутреннее политическое пространство от внешнего вмешательства, каким-то образом затрагивает интересы этих игроков. И при таких обстоятельствах не нужно быть семи пядей во лбу, чтобы догадаться, кто пытается вмешиваться в политические процессы внутри Грузии.
Попытка инициировать беспорядки наводит на определенные мысли, связанные с недавней историей. В начале 2000-х ЕС запустил программу "Восточного партнерства", в котором участвовали шесть стран бывшего СССР: Азербайджан, Армения, Беларусь, Грузия, Молдова и Украина. Затем два из них – Грузия и Молдова подписали Ассоциативное соглашение с ЕС. Азербайджан взял курс на неприсоединение. А Армения, Беларусь и Украина вступили в Таможенный Союз ЕАЭС. Начиная с 2014 года последние три страны подверглись политическому вмешательству извне, результатом которого стали цветные революции, которые победили на Украине и в Армении, но потерпели сокрушительное поражение в Беларуси.
Судя по всему, теперь эти же манипуляторы нацелились на соседнюю Грузию, которая отказывается под их дудку. Но преимущество грузинских властей в том, что они видели и знают, как такие вмешательства осуществлялись в вышеперечисленных странах, и к чему они привели. И как в таких случаях гласит пословица: "Предупрежден – значит вооружен".