Аналитика

Разворот пшеницы на Восток: чем могут обернуться для Баку пошлины ЕС на зерно из РФ?

Пошлины на импорт российского зерна не повлияют на экспорт данной продукции, так как европейский рынок никогда не был приоритетным для РФ.
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен
БАКУ, 20 мар — Sputnik. ЕС намерен взимать пошлину на импорт зерна из РФ и Беларуси в размере 95 евро за тонну, сообщает газета Financial Times со ссылкой на источники.
"Евросоюз готовится ввести пошлины на импорт зерна из России и Беларуси, чтобы успокоить фермеров и некоторые страны-члены. Ожидается, что в ближайшие дни Еврокомиссия введет пошлину в размере 95 евро за тонну на зерно из России и Беларуси", – говорится в публикации издания.
По данным источников газеты, такой шаг приведет к росту цен как минимум на 50%. Отмечается, что пошлины в размере 50% также будут введены на семена масличных культур и продукты их переработки.

Ограничение не повлияет на российский экспорт

Эксперты сходятся во мнении – пошлины на импорт российского зерна не повлияют на экспорт данной продукции, так как европейский рынок никогда не был приоритетным для РФ. Так, по словам председателя правления Союза экспортеров зерна РФ Эдуарда Зернина, российский экспорт зерновой продукции ничего не потеряет от планируемого введения пошлин.
"С точки зрения экспорта сельхозкультур ЕС скорее наш конкурент, чем целевой рынок", – добавил он, отметив, что поставки носили ситуативный характер и измерялись в лучшем случае сотнями тысяч тонн по массовым культурам.
Действительно, если посмотреть статистику поставок за прошлый год, главными покупателями российского зерна стали Турция, которая закупила у РФ 11,5 млн тонн данной продукции, Египет, Иран, Саудовская Аравия, Казахстан, Бангладеш, Алжир и Пакистан. В целом за прошлый год РФ экспортировала рекордный объем зерновых - 65 млн тонн, став вторым крупнейшим поставщиком данного товара на мировой рынок.
Азербайджан также является крупным импортером зерна из России, в частности пшеницы. В прошлом году из РФ в республику было поставлено 1,3 млн тонн зерна, из которых свыше 1,1 млн тонн – пшеница. При этом в импорте пшеницы Азербайджан в настоящее время полагается в основном на РФ и Казахстан, и хотя в 2021 и 2022 годах страна увеличила закупки казахстанской пшеницы, по итогам прошлого года импорт зерна из РК сократился на 47%.
Причина проста – стоимость импортируемого российского зерна заметно ниже, чем казахстанского. Так, если одна тонна российской пшеницы в 2023 году обошлась Азербайджану в $246, то аналогичный объем казахстанской пшеницы стоил $335.

Не только импорт, но и реэкспорт

Учитывая, что страны Ближнего Востока, Турция, Пакистан, Бангладеш и другие в южном и восточном направлении являются главными импортерами российского зерна, а также планы по наращиванию экспорта из РФ в эти страны, освободившиеся объемы зерна Россия ожидаемо направит на эти рынки.
Новости
Азербайджан стал крупнейшим покупателем зерна у российского региона - ОБНОВЛЕНО
В таком случае роль транспортно-логистических маршрутов, а также центров обработки и реэкспорта растет. В частности, Азербайджан мог бы взять на себя функцию центра хранения, переработки и реэкспорта российского зерна. Этому способствует и общая граница с РФ, а также участие и совместное развитие международного транспортного коридора "Север-Юг".
Стоит отметить, что Азербайджан достаточно давно внедряет проекты, которые позволяют стране стать важным центром реэкспорта зерновых культур – объемы созданных в разные годы элеваторов и хранилищ достигают более 720 тыс. тонн. Кроме того, в 2006 году в Азербайджане было создано совместное с Казахстаном предприятие ООО "Бакинский зерновой терминал", пропускной способностью 1,5 тыс. тонн зерна в сутки.
Бакинский зерновой терминал имеет пять силосов для временного хранения зерна общим объемом 15 тыс. тонн, а мощность его транспортных коммуникаций по перевалке составляет 250-300 тонн зерна в час, что позволяет принимать с морских судов и отгружать в железнодорожные вагоны до 2 тыс. тонн зерна в сутки.
Кроме того, в состав терминала входит мельничный комплекс производительностью 150 тонн в сутки, способный переработать до 50 тыс. тонн зерна в год, что позволяет стране экспортировать уже готовую продукцию с высокой добавленной стоимостью.
Также в 2021 году на границе с Ираном, в Астаре, был создан зерновой терминал Astara grain terminal пропускной способностью 500 тыс. тонн в год. Если рассмотреть создание терминала в контексте развития МТК "Север-Юг", а также планов РФ по увеличению экспорта зерна в восточном и южном направлении, то его значение становится очевидным.
Эксклюзивы
Азербайджан избавляется от зависимости от импорта зерна?