БАКУ, 16 мар — Sputnik. Непрекращающийся уже более шести месяцев конфликт между Израилем и ХАМАС привел к многочисленным жертвам среди гражданского населения, пошатнул региональную безопасность и вернул холод в отношения еврейского государства с рядом стран Ближнего Востока.
Кроме того, очередная война вовлекла в свою орбиту новых участников, в результате чего изменились контуры международных грузоперевозок, а энергетические проекты Израиля начали менее активно развиваться и стали в некотором роде "токсичными" для международных компаний.
Так, 14 марта стало известно, что британская BP и нефтяная госкомпания ОАЭ ADNOC приостановили переговоры о покупке 50% акций израильской газовой компании NewMed Energy за $2 млрд из-за "неопределенности в регионе".
Согласно проекту, предложенному компаниями израильской стороне в 2023 году, предполагалось создать совместное предприятие, которое будет действовать в богатых газом районах Восточного Средиземноморья.
Сотрудник SOCAR на месторождение "Нефтяные Камни", фото из архива
© Photo : SOCAR
SOCAR в Израиле - первый шаг к разведке и добыче за границей
В октябре прошлого года стало известно, что Государственная нефтяная компания Азербайджана (SOCAR) получила лицензию на разведку газа в северной части крупнейшего израильского углеводородного месторождения "Левиафан". SOCAR будет осуществлять работы в составе группы компаний, состоящей из британской BP и израильской NewMed.
Согласно лицензии, срок действия которой три года, азербайджанская Госнефтекомпания получила права на разведку двух морских блоков в рамках четвертого раунда лицензирования. Как сообщают израильские СМИ, лицензия касается блоков, расположенных рядом с месторождениями "Левиафан" и "Тамар".
Некоторые СМИ позже заявили, что SOCAR вместе с BP также примет участие в приобретении доли в энергетической компании NewMed Energy.
Стоит отметить, что для SOCAR проекты в Израиле ознаменуют новый этап в истории компании. Так, раньше зарубежная деятельность Госнефтекомпании Азербайджана ограничивалась переработкой нефти, распределением и торговлей нефтепродуктами и сжиженным природным газом. Благодаря участию в израильских проектах SOCAR получит возможность проявить себя как энергетическая компания, которая участвует в разведке и разработке углеводородных месторождений за пределами Азербайджана.
Более того, до начала очередного этапа конфликта между Израилем и ХАМАС отношения Тель-Авива и Анкары переживали расцвет, и Турция даже предложила израильской стороне поставлять газ с месторождения "Левиафан" в Европу через систему трубопроводов TANAP (Трансанатолийский) и TAP (Трансадриатический). Для этого обсуждались возможности строительства газопровода от израильских месторождений до Турции, где он мог бы быть подключен к Южно-Кавказскому газопроводу.
В таком случае SOCAR участвовала бы во всех этапах реализации газовых проектов - от разведки и добычи до транспортировки и реализации.
SOCAR не нужно уходить из израильских проектов
Сегодня Азербайджан - едва ли не единственная страна в мусульманском мире, которая многие годы поддерживает активные политические и экономические отношения с Израилем. Даже после подписания Авраамических соглашений между арабскими странами Персидского залива и Израилем о нормализации отношений, Баку остался главным партнером Тель-Авива среди мусульманских стран.
Экономические отношения двух стран среди прочего активно развиваются именно в энергетической сфере - по итогам прошлого года Израиль стал вторым после Италии импортером азербайджанской нефти, закупив у Баку 2,2 млн тонн "черного золота" на сумму $1,4 млрд.
Инфографика: Топ-5 стран, куда в прошлом году экспортировалась азербайджанская нефть
При этом после начала войны между Израилем и ХАМАС многие мусульманские страны призвали бойкотировать торговлю с еврейским государством. В частности, Иран настаивал на прекращении поставок нефти Израилю, в результате чего Тель-Авив столкнулся бы с жестким энергетическим кризисом. Продолжая поставлять нефть Израилю, Азербайджан фактически продемонстрировал свою приверженность заключенным соглашениям, что укрепило его репутацию надежного экономического партнера.
В то же время следует отметить, что Азербайджан на международных площадках не раз призывал к прекращению огня в Газе, а в декабре 2023 года Ближневосточному агентству ООН для помощи палестинским беженцам и организации работ (БАПОР) было выделено $2 млн с целью оказания помощи гражданскому населению в секторе Газа.
Головной офис SOCAR в Баку, фото из архива
© Photo : SOCAR
То есть в арабо-израильском конфликте Азербайджан проявляет сбалансированный подход, поддерживая политические и экономические отношения с обеими сторонами.
В таком случае, продолжая развивать отношения с Тель-Авивом, SOCAR может стать одной из главных иностранных компаний, работающих в нефтегазовом секторе Восточного Средиземноморья. Участие SOCAR в нефтегазовых проектах Израиля поможет компании раскрыть свой потенциал по разведке и добыче газа на шельфовом месторождении, а также откроет перед ней возможности для выхода на проекты в других странах региона.