Эксклюзивы

Девять кругов ада: почему растут очереди в бакинских больницах

Чтобы попасть на прием к врачу в рамках обязательного медицинского страхования, пациентам приходится часами дожидаться в очередях.
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен
БАКУ, 16 фев — Sputnik. Пациенты, лечащиеся в рамках обязательного медицинского страхования (ОМС), жалуются на дикие очереди и несовершенство системы приема граждан в медицинских учреждениях, оказывающих услуги по ОМС. Лица, желающие записаться на прием к врачу, вынуждены часами ждать, пока их направят к нужному специалисту.

Бесконечные очереди

Корреспондент Sputnik Азербайджан лично стала свидетелем подобной ситуации, находясь в Центральной больнице Абшеронского района.
Вот как протекает весь процесс. Первым делом, чтобы записаться на прием, нужно получить в установленном в холле терминале талон с номером для автоматической записи в электронную очередь. Приходить в клинику следует заранее, желательно до 09:00, чтобы попасть в первую сотню пациентов. Дальше следуют изнурительные часы отслеживания монитора вместе с сотнями таких же ожидающих, у некоторых из которых, кстати, может быть опасная инфекция. Не все выдерживают, так что к полудню, когда подходит очередь, остаются только самые стойкие.
И вот на мониторе появляется долгожданный номер - счастью нет предела - кажется, что мучениям пришел конец. Но не тут-то было: девушка у стойки, внеся в компьютер паспортные данные, выдает квитанцию с именем врача и новым номером к нему на прием. Глубоко вздохнув, приходится снова набраться терпения.
Наконец-то, во второй раз дождавшись своей очереди, пациент попадает на прием. И тут его ждет шок: нужно вернуться назад в очередь, чтобы открыть историю болезни, которую затем принести врачу. Только после этого он выдаст направление на анализы, чтобы сдать которые, также нужно получить номер в той же регистратуре.
Больница
Здесь опять не обойтись без ожидания сначала перед ее стойкой, а затем у дверей медкабинетов. Потом пациенту следует принести врачу результаты анализов, после чего, возможно, будет поставлен диагноз. В завершение всего пациент обязан вернуть историю болезни в регистратуру.
Следует отметить, что у стойки регистрации одновременно работают более десяти человек, но даже при этом очереди продвигаются медленно.
Своим опытом обращения в медучреждение со Sputnik Азербайджан поделился житель Баку Хейраддин Насирзаде. На днях он отправился в медцентр Yeni Klinika ("Ени клиника"), чтобы попасть на прием к оториноларингологу.
"В эту больницу приезжают со всего города. Я сделал ошибку, приехав в девятом часу, - к этому времени я был 500-м", - рассказал он.
Спустя некоторое время очередь перевалила за 1500 ожидающих. К тому же было немало пациентов-льготников - членов семей шехидов и ветеранов войны, которых врачи принимали вне очереди. После 3,5 часа ожидания в холле больницы объявили, что врач, к которому пришел Насирзаде, закончил прием пациентов в этот день. Пришлось возвращаться домой. В клинике Насирзаде посоветовали воспользоваться приложением E-TƏBİB, чтобы встать в онлайн-очередь, и прийти в указанное время.

Причина задержек

Медицинские власти проблему не отрицают, объясняя ее выросшим за последние месяцы потоком пациентов. В течение суток количество обращающихся граждан только в одну клинику колеблется в пределах 2500-3000 человек. Помимо этого, каждый из больных должен получить в среднем по 4-5 медуслуг. Вдобавок пациенты приходят на прием к врачу без направления.

"Теперь нет необходимости посещать семейного врача, граждане могут напрямую приходить к профильному специалисту, именно поэтому много прямых обращений. На этом фоне растет число лабораторных исследований, что провоцирует довольно большие очереди в некоторых больницах", - прокомментировали ситуацию Sputnik Азербайджан в Объединении по управлению медицинскими территориальными подразделения (TƏBİB).

Люди в одной из больниц Баку
Кроме того, пациенты обычно приходят в медучреждения в сопровождении родственников. Обращаться можно в любую клинику, независимо от прописки, представив удостоверение личности. Вдобавок ряд пациентов повторно приходят на следующий день, чтобы получить результаты анализов.
В ведомстве отметили, что очередь возникает только на плановые услуги. При необходимости скорой и неотложной медицинской помощи пациенты принимаются вне очереди. Что касается Yeni Klinika, то эта многопрофильная больница, где работает система электронной очереди и рандеву, но пока только на четыре вида медуслуг.
В свою очередь, сотрудник отдела по связям с общественностью Yeni Klinika Нурида Аллахъярова в беседе со Sputnik Азербайджан рассказала, что медучреждение оказывает услуги в рамках ОМС и воспользоваться ими может любой гражданин страны.

"Поскольку люди видят эффективность лечения, которое назначают наши врачи, то приходят повторно. Во многих странах, где действует страховая медицина, пациенты, чтобы попасть на прием к врачу, порой несколько месяцев ожидают своей очереди. Однако в нашей клинике 95% пациентов, пришедших рано утром, в тот же день могут попасть к врачу", - уверяет Аллахъярова.

Доктор одной из поликлиник

Новое программное обеспечение - решение проблемы

Решение проблемы длинных очередей в медучреждениях председатель Союза организаций пациентов Аяз Гусейнов видит во внедрении программы записи пациентов, что успешно используется во многих странах.
"Государственные медицинские ведомства работают над созданием системы электронной записи. Считаю, что это положительно скажется на ситуации - пациенты смогут заранее встать в онлайн-очередь на прием к врачу. Главное, чтобы больные вовремя приходили в назначенное время. За рубежом в случаях неявки пациенту приходится записываться повторно", - сказал Гусейнов.
Он также отметил важность соблюдения баланса - следует определить группу больных, которых врачи должны принимать вне очереди. Например, таковыми должны быть лица с гемофилией, которые могут умереть от потери крови, если своевременно не получат медицинскую помощь. Перечень заболеваний для внеочередного приема должен быть расширен.
Программа предварительной записи облегчит работу и врачам. Нынешняя ситуация сложилась из-за того, что в стране, в частности в регионах, не хватает медиков. Например, из-за нехватки гематологов больные приезжают в столицу.
Для успешной работы программы предварительной записи системе здравоохранения крайне важно разработать электронную базу данных пациентов, что ускорит и упростит процесс. Для проведения всей этой работы необходимо определенное время, так что гражданам придется еще немного подождать, отметил собеседник.
Эксклюзивы
Азербайджанцы стали чаще обращаться в больницы