БАКУ, 23 янв — Sputnik. Кризис в Красном море, связанный с нападение йеменских боевиков хуситов на торговые суда, и ответная операция военной коалиции во главе с США привели к резкому удорожанию морских перевозок.
Причем после того, как многие судоходные компании изменили маршрут, выбрав альтернативный путь через юго-западную Африку вдоль мыса Доброй Надежды, значительно выросли расходы в сфере морских перевозок, даже не связанных с Красным морем.
Так, изменение маршрута в пользу коридора через мыс Доброй Надежды увеличивает время в пути на 10-14 дней, что означает, что торговые суда возвращаются в порты отправки значительно позже, а это приводит к тому, что за определенный отрезок времени морским путем будет перевезено существенно меньше грузов.
Это увеличивает стоимость фрахтов и глобальных грузоперевозок морским путем в целом. Однако, как известно, любой кризис – это шанс для развития альтернативы, и в этом смысле сухопутные грузоперевозки становятся приоритетными.
Не морем, так сушей
Многие международные компании после начала кризиса в Красном море задумались о том, чтобы расширить наземные перевозки, в том числе по Транскаспийскому маршруту (Средний коридор/ТМТМ), по которому поставляются грузы из Китая в Европу через Центральную Азию, Каспийское море, Азербайджан, Грузию и далее по территории Турции.
Данный коридор обсуждался с 2000-х годов, но наибольшую актуальность получил после того, как Китай выдвинул в начале 2010-х годов инициативу "Один пояс, один путь", который связал бы Восток и Запад в глобальном смысле энергетическими и транспортно-логистическими проектами.
Коридор активно развивается странами-участницами как с точки зрения объема транспортировки товаров, так и по видам перевозимой продукции. Согласно данным Министерства транспорта Казахстана, в 2023 году по ТМТМ было перевезено 2,7 млн тонн груза, что на 64% больше, чем в 2022-м. При этом в прошлом году по коридору впервые была перевезена нефть, для чего были закуплены дополнительные нефтяные танкеры.
Минтранс Казахстана также ожидает, что время транзита по Среднему коридору в 2024 году сократится c 18–23 до 14–18 дней.
Участники Транскаспийского маршрута для синхронизации работы коридора и более упрощенного и ускоренного движения грузов планируют создать Партнерскую сеть крупных стратегических портов, логистических центров и почтовых хабов. Кроме того, для обеспечения потребностей растущего грузооборота по коридору такие страны-участницы проекта как Азербайджан, Казахстан и Грузия намерены наладить совместное производство торговых судов и контейнеров.
Рост грузопотока по Среднему коридору также выявил слабые места проекта. В результате в 2022 году Казахстан, Азербайджан, Грузия и Турция подписали дорожную карту по синхронному устранению "узких" мест и развитию Среднего коридора до 2027 года.
Сколько Азербайджан заработает на транзите?
Несмотря на позитивные прогнозы мировых финансовых организаций, доходы Азербайджана от транзита грузов даже при определенном росте все еще остаются довольно низкими.
Так, согласно отчету Госкомстата АР, доходы страны от международных грузоперевозок, включая транзит, по итогам января-сентября 2023 года (последние показатели) составили 326 млн манатов против 283 млн манатов по итогам аналогичного периода 2022-го. При этом на транзите грузов Азербайджан заработал за указанный период около 136 млн манатов против 117 млн манатов в январе-сентябре 2022 года.
Эксперты считают, что транзитные доходы Азербайджана будут расти благодаря переориентации товаров с морского на сухопутные маршруты. Так, ряд аналитиков ожидают в краткосрочной перспективе почти трехкратный рост транзита и, соответственно, доходов от него. В "Стратегии социально-экономического развития Азербайджана на 2022-2026 годы", принятой президентом в 2022 году, говорится, что к 2027-му доходы страны от транзитных грузоперевозок увеличатся до 450 млн манатов.
При этом коллапс в Красном море может ускорить рост доходов страны от транзитных грузов. Однако для того чтобы принять и перенаправить такой их объем, необходимо решить задачи, стоящие перед транспортно-логистической сферой экономики страны. В первую очередь необходимо расширить возможности Бакинского международного морского порта, а также увеличить торговый флот страны.
Кроме того, следует модернизировать некоторые участки железнодорожных и сухопутных дорог, в частности расширить дороги к государственной границе. Стоит отметить, что в этом направлении уже реализуются проекты, и ожидается, что к следующему году завершатся все основные запланированные работы, что позволит Азербайджану кратно увеличить грузооборот через свою территорию.