БАКУ, 16 янв — Sputnik. Уран находится "на подъеме" и является едва ли не самым востребованным на сегодняшний день ископаемым топливом в мире - рост глобальных мощностей атомных электростанций повышает спрос и конкуренцию за ядерное топливо. При этом цены на уран также бьют рекорды - стоимость фьючерсов на данный вид топлива на бирже Comex поднялась в минувшую пятницу до самого высокого с 2007 года уровня и составила $97,45 за фунт.
Такой рост спроса усиливает конкуренцию за поставки урана. Именно по причине высокого спроса и ограниченного предложения на рынке российский уран не попадает в западный список санкционных товаров, и потребители на Западе наращивают его закупку.
В частности, согласно статданным США, Россия в ноябре прошлого года впервые с мая стала главным экспортером урана в Штаты. При этом по итогам 11 месяцев 2023 года Россия продала США уран на максимальную с 2010-го сумму - $1,017 млрд.
"Урановая звезда" региона - Казахстан
Одним из главных поставщиков урана не только в Прикаспийском регионе, но и в мире является Казахстан. Правительство республики ожидает, что по итогам 2023 года страна поставит на внешние рынки около 18,5 тыс. тонн урана. Основные импортеры уранового топлива на Западе, в Азии и даже на Ближнем Востоке пытаются зафиксировать покупку казахстанского урана долгосрочными контрактами, а также усилить сотрудничество с Казахстаном в данной сфере. В ноябре 2023 года "Казатомпром" сообщил о подписании с французской компанией Framatome соглашения о развитии сотрудничества в области ядерного топливного цикла.
За последние два месяца 2023 года казахстанская компания также заключила контракты на поставку урана с китайской China National Uranium Company Limited и эмиратской Emirates Nuclear Energy Corporation (ENEC).
Уран в шахте
© iStock.com / RHJ
Иностранные покупатели урана обратились к Казахстану не зря - страна находится на втором месте в мире по запасам данного вида ископаемого топлива, а на ее долю приходится около 45% мировой добычи.
Кроме того, согласно данным Министерства торговли Казахстана, около 50% казахстанского урана поставляется на азиатские рынки, остальное транспортируется в западном направлении - на рынки ЕС и США.
Азербайджан как альтернативный маршрут экспорта
Если поставки на азиатские рынки отрегулированы многолетним экспортом через территорию Китая, то экспорт в западном направлении переживает в последние годы некоторые трудности. Главный маршрут экспорта урана из Казахстана на западные рынки проходит через территорию России, однако после ряда санкций против российской экономики транзит через РФ также несколько усложняется.
В результате правительство Казахстана приняло решение увеличить поставки через альтернативный маршрут - Транскаспийский (Средний коридор, ТМТМ), который проходит в том числе через территорию Азербайджана.
Пробные поставки урана по этому маршруту стартовали еще в 2018 году, а в 2022-м начались регулярные отправки урана компанией "Казатомпром" на рынки США и Европы.
В поставках по ТМТМ участвует казахстанская компания KTZ Express, которая отгружает комплекты контейнеров с ураном на казахстанских станциях Жанатас и Оскемен и отправляет товар через морские порты Актау, Баку и Поти.
В начале 2023 года "Казатомпром" объявил, что планирует экспортировать 3,5 тыс. тонн урана, то есть шестую часть своей ежегодной добычи, по Среднему коридору. Однако уже через несколько месяцев стало известно, что через территорию Азербайджана в рамках ТМТМ было поставлено 4 тыс. тонн казахстанского урана.
Контейнеры с обедненным гексафторидом урана
© Sputnik / Павел Лисицын
Больше урана по ТМТМ - реально ли?
Еще в конце 2022 года стало известно, что "Казатомпром" работает со странами-участницами ТМТМ над увеличением квоты на транспортировку урана через данный маршрут.
В октябре прошлого года СМИ сообщили, что за девять месяцев 2023 года судоходная компания "Казмортрансфлот" перевезла по Каспийскому морю из порта Актау в бакинский порт Алят 228 контейнеров концентрата природного урана. По словам гендиректора компании Айдара Оржанова, в перевозке урана участвует и азербайджанская сторона, однако из-за небольших объемов контейнеры возит в основном "Казмортрансфлот".
Стоит отметить, что транспортировка урана осуществляется согласно специальной технике безопасности перевозок радиоактивных веществ, утвержденной МАГАТЭ. Так, для этого должны быть использованы специальные контейнеры, цистерны, упаковочные комплекты, которые не должны использоваться для хранения или перевозки других грузов.
Эксперты считают, что для перевозки большего объема уранового топлива из Казахстана через территорию Азербайджана есть все необходимые транспортно-логистические инструменты. Так, ожидается, что объем грузоперевозок по ТМТМ в 2023 году может увеличиться на 17,6% по сравнению с показателем 2022-го - до 2 млн тонн. Кроме того, планируется, что до 2025 года пропускная способность данного коридора достигнет 10 млн тонн в год.
Однако при этом сохраняются риски и недоработки, связанные с условиями перевозки уранового топлива - на данный момент только "Казмортрансфлот" может осуществлять данные перевозки. Для увеличения объемов поставок по ТМТМ необходимо увеличить количество специальных контейнеров и цистерн, а также принять ряд мер по обеспечению охраны груза. Эксперты считают, что возможности Азербайджана в этом вопросе все еще ограничены и для осуществления транспортировки урана в больших объемах можно будет привлечь компанию-оператора из других стран, в том числе группу компаний Abu Dhabi Ports Group из ОАЭ, которая активно участвует в развитии портов и инфраструктурных возможностей Транскаспийского маршрута.