Новые назначения во французском правительстве и геополитические реалии на Кавказе
После того как Францию "вежливо" попросили практически из всех неоколониальных владений в Африке, Париж для удовлетворения своих внешнеполитических амбиций двумя руками ухватился за Южный Кавказ.
Подписывайтесь на Sputnik в ДзенБАКУ, 15 янв — Sputnik. Смена правительства во Франции породила ряд вопросов о будущей политике этой страны, особенно в международной сфере. В первую очередь это интересно в том плане, что с некоторых пор Париж проявляет повышенный интерес к региону Южного Кавказа. И если в бытность Минской группы ОБСЕ политика Франции носила относительно завуалированный характер, то сегодня она имеет четко выраженный антиазербайджанский и антироссийский характер. А реализует ее в регионе определенная группа армянских политиков, которые с рвением выполняют поставленные задачи.
Тема внешнеполитических приоритетов Парижа особенно актуализировалась после назначения нового министра иностранных дел Франции. Им стал лидер политической партии Макрона "Возрождение" Стефан Сежурне. Но только ли это повлияло на принятие решения по кандидатуре Сежурне? В СМИ активно муссировалась информация о том, что Стефан Сежурне и новый премьер-министр Габриэль Атталь состояли в гражданском браке. Не углубляясь в тему этических и моральных составляющих таких отношений, просто заметим, что в политике подобное назначение называют кумовством.
Попробуем разобраться в том, как повлияет новое назначение на политику Парижа в нашем регионе.
Южный Кавказ во внешней политике Франции
Во внешней политике Парижа Южный Кавказ занимает особое место. После того как Францию "вежливо" попросили практически из всех неоколониальных владений в Африке, Париж для удовлетворения своих внешнеполитических амбиций двумя руками ухватился за Южный Кавказ. В этом плане назначение на пост главы МИД Стефана Сежурне абсолютно объяснимо, так как он известен как один из наиболее активных лоббистов интересов французской армянской диаспоры. В этом плане даже явно проармянская позиция предыдущего руководителя ведомства Катрин Колонны может в дальнейшем показаться относительно умеренной.
Но основная задача французской дипломатии на Южном Кавказе состоит не в том, чтобы ублажать Армению, а в продвижении своих интересов, которые, скорее всего, предполагается претворять в жизнь совместно с американскими союзниками. Именно этим можно объяснить непрекращающиеся визиты заокеанских эмиссаров в Ереван и активизацию политиков ЕС. Основной целью совместных усилий западного политического сообщества является выдавливание России из региона. Парадоксально, что место в авангарде этого движения среди стран региона заняла именно Армения, которая на протяжении многих лет считалась основным союзником Москвы на Южном Кавказе, чем умело пользовались в Ереване.
Вначале может сложиться мнение, что Запад через Армению намерен удовлетворить только геополитические интересы, которые предполагают отрезание России от партнеров в лице Ирана, Турции и стран Ближнего Востока. Но тут на повестку выходит и вопрос, связанный с логистическими проектами. США уже заявляли о том, что любой коридор, связывающий Восток и Запад, минуя территорию Армении, будет рассматриваться как нелегитимный. Специалисты полагают, что это связано с тем, что США намерены держать под контролем весь грузопоток по Среднему коридору, что позволит оказывать давление не только на Москву, но и держать в напряжении Пекин. Претворение в жизнь этих желаний представляется невозможным, если страны региона реализуют проект, минуя территорию Армении, или если Ереван откажется идти на поводу у Запада.
По мнению российского политолога Андрея Петрова, ничего хорошего от новых назначений во французском правительстве Южному Кавказу ожидать не приходится.
"Поскольку премьер-министром стал Габриэль Атталь, человек, на которого Сежурне способен оказывать влияние непосредственно, французскому лобби теперь намного проще проводить любые антиазербайджанские акты через кабмин. Причем Армении лучше от этого все равно не станет – этой стране необходимо научиться жить в региональной реальности, в контакте с соседями, а не в мечтах о трансконтинентальном сочленении с пригородами Марселя", - считает Петров.
А армянским политикам политолог советует уже сейчас задуматься о том, чтобы при смене хозяина в Елисейском дворце не оказаться невостребованными в новых политических условиях. Усиление антиазербайджанской риторики, поставки дополнительной французской военной техники, увеличение числа французских военных советников и даже выделение символических сумм на поддержку Еревана в электоральный сезон во Франции не должны вводить в заблуждение армянские власти, которые могут посчитать, что они, наконец, нашли себе "правильного" покровителя и могут с опорой на его силу и деньги обойтись без нормализации отношений с Азербайджаном и Турцией.
Петров полагает, что такая ситуация бесплодна с точки зрения стабилизации региона и чревата новыми попытками Еревана развязать войну против Баку. По его мнению, не стоит забывать и о том, что проникновение натовских государств в Армению будет раздражать Иран.
На стыке противостояния Запада и Востока
Политика армянских властей загнала страну на перепутье, когда необходимо делать выбор. С одной стороны - сладкие обещания западных деятелей, а с другой - реальное сотрудничество со странами региона, в том числе в формате "3+3". Здравый смысл подсказывает, что полноценная работа платформы "3+3" является лучшим сценарием для Южного Кавказа. В отличие от западных держав, которые преследуют собственные интересы, ведущие страны региона разрабатывают реальные проекты, призванные служить развитию как отдельных государств, так и всего региона в целом. Особенно об этом необходимо задуматься властям Армении.
В настоящее время все страны региона ведут с Ереваном диалог на тему развития двустороннего сотрудничества. Даже Азербайджан, 20% территорий которого были оккупированы на протяжении почти 30 лет, предлагает перевернуть эту страницу истории и подписать мирный договор, который позволит наладить отношения. Призывает Армению к миру и сотрудничеству и Турция. В такой ситуации говорить о России и Иране вообще видится излишним, так как эти две страны поддерживали Армению на протяжении всей ее истории. Но не надо забывать, что такое отношение соседей может продлиться до того момента, пока не появятся реальные угрозы их государственным интересам.
"Если бы развитие Арменией отношений со странами Запада происходило в здоровом, нормальном русле – через создание и расширение взаимовыгодных экономических контактов – у Москвы к таким процессам было бы очень мало вопросов. Но в Кремле и на Смоленской площади прекрасно видят, что Армения и та же Франция стараются дружить не ради друг друга, а против России", - считает Андрей Петров.
Не стоит забывать, что глобальная политика Запада направлена на то, чтобы охватить Россию по периметру очагами войн и нестабильности, чтобы в конечном итоге дестабилизировать ситуацию в самой РФ. Москва умело противостоит этому, что, конечно же, разочаровывает США и их партнеров. В такой ситуации очевидно, какая роль отводится тем, кого Запад использует как "пушечное мясо" в борьбе со своим конкурентом. Страны, в которых осознают это, выстраивают сбалансированную политику сотрудничества как с Западом, так и с Востоком. В качестве примера можно назвать Центральную Азию, где в последние годы благодаря сбалансированной политике и созданию регионального партнерства наблюдаются стабильность и существенный экономический рост. Еще лучшие показатели сулят Южному Кавказу интеграционные процессы, которые тормозятся Ереваном.
Тем не менее, в настоящее время с Арменией ведется дипломатический диалог в попытке переубедить режим Пашиняна. Объективная оценка отношений показывает, какова реальная экономическая выгода Еревана от сотрудничества с Москвой, которая терпеливо объясняет плюсы от сохранения российско-армянских отношений в прежнем объеме и от сотрудничества с другими странами региона. Параллельно делается все возможное для снижения напряженности в регионе, что служит интересам всех стран, в том числе и Армении, которая все еще не может окончательно определиться с выбором своего места в новой мировой геополитической реальности.