Аналитика

Опасность на Красном море: изменит ли Азербайджан маршрут поставок нефти?

Угроза нападения хуситов на торговые суда в Красном море наложилась на уже существующий танкерный кризис на рынке нефти.
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен
БАКУ, 20 дек — Sputnik. Йеменская группировка "Ансар Аллах" (хуситы) продолжает обстреливать торговые суда, проходящие через Красное море, в результате чего многие нефтяные и логистические компании изменили маршруты своих поставок.
Так, BP, Maersk и ряд других компаний заявили об отказе выполнять перевозки через Красное море, и эксперты ожидают, что в скором времени все больше фирм и стран перенаправят свои экспортные поставки.
Станет ли Азербайджан, который также экспортирует часть своей сырой нефти на азиатские рынки через Красное море, изменять маршруты своих поставок?

Азербайджану нужно расслабиться и считать деньги

Необходимости менять маршрут поставок азербайджанской или, например, казахстанской нефти нет, потому, что "черное золото" из этих стран в основном продается на европейском рынке, считает ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности России Игорь Юшков.

"После того как российская нефть ушла в Азию, для Казахстана и Азербайджана стало выгодно продавать нефть в Европу, так как их сырье европейцы покупают с удовольствием", - сказал Юшков Sputnik Азербайджан.

По этой причине, считает эксперт, Азербайджану и Казахстану не нужен Баб-Эль-Мандебский пролив в Красном море, потому что все основные покупатели нефти из этих стран находятся в Европе. Этим странам нет смысла везти нефть в Азию, если через короткое транспортное плечо находится европейский рынок, отметил Юшков.

"В этом плане ни Казахстан, ни Азербайджан не проиграют, а, наоборот, выиграют, потому что они останутся на прежних рынках, которые им близки, и еще и цены повысятся из-за этой ситуации. Азербайджан и Казахстан сейчас могут расслабиться и считать деньги", - подчеркнул эксперт.

Нефтяные насосы на Баилово, Баку
По словам Юшкова, если какие-то объемы азербайджанской нефти даже и идут в Азию, то пока что нет заявлений о том, что нефть будет поставляться по другому маршруту. Кроме того, в Казахстане, например, нефть принадлежит иностранным компаниям, которые ее добывают. И поставки казахстанской нефти на мировой рынок – это головная боль не казахстанского правительства, а нефтедобывающих компаний.
"С Азербайджаном ситуация сложнее, потому что большие объемы принадлежат Госнефтекомпании страны (SOCAR). Но компания пока ни о чем не заявляла, и экспорт продолжается. Так же как и российские поставки нефти идут в Азию без проблем", - отметил эксперт.

Кризис на кризисе

По мнению Юшкова, действия хуситов в Красном море не приведут к какому-то катастрофическому росту цен на нефть, потому что речь не идет о сокращении объемов предложения на мировом рынке.

"Вот если бы вдруг был перекрыт Ормузский пролив, который является выходом из Персидского залива в Индийский океан, тогда невозможно было бы никак вывести на рынок нефть из Кувейта, Ирака, Саудовской Аравии, ОАЭ и Катара – большая часть сырья была бы там заперта. Тогда это было бы шоком для мирового рынка, так как сократился бы в целом объем предложения. Когда мы говорим про Баб-Эль-Мандебский пролив, то здесь проблема в том, что дорожает логистика, так как танкеры, которые шли через пролив и Суэцкий канал, теперь идут вокруг Африки через мыс Доброй Надежды", - сказал собеседник Sputnik Азербайджан.

Более длинный маршрут поставок нефти станет дополнительной издержкой, что в итоге будет заложено в конечную стоимость нефти – цены на нее и так уже растут, рассказал эксперт.
Береговая охрана Йемена патрулирует на Красном море
И эта ситуация происходит на фоне уже существующего дефицита танкеров. Так, в 2022 году, когда российскую нефть из Европы начали активно "выталкивать", данный рынок начал перестраиваться, в результате чего "черное золото" из РФ ушло на азиатские рынки, прежде всего в Индию. А те страны, которые были лидерами по поставкам в Индию, например Ирак и Саудовская Аравия, вместо РФ перенаправили свою нефть с азиатского рынка на европейский.
"Но раньше рынки были выстроены с точки зрения экономики, и, например, из портов Ленинградской области РФ доставляла нефть в Амстердам или из портов Новороссийска в Южную Европу. А Ирак и Саудовская Аравия поставляли сырье в близкие им порты Индии. То есть у всех было короткое транспортное плечо. Таким образом, одни и те же объемы нефти раньше перевозились небольшими танкерами и меньшим их количеством. А теперь, чтобы перевозить все эти объемы, нужно больше танкеров", - подчеркнул Юшков.
Этот аспект подталкивает цены на нефть вверх, считает он. При этом непонятно, сколько продлится данная ситуация.

"США собирают коалицию и пытаются блокировать атаку хуситов. Но в предыдущие годы войны с ними были не очень успешными. В частности, у хуситов много лет была война с Саудовской Аравией, и королевство со всем его бюджетом, оборонными способностями и вооружением не смогло с ними что-то сделать. Поэтому непонятно, смогут ли США обеспечить безопасность в Красном море", - считает эксперт.

Юшков отметил, что второй вопрос заключается в следующем: будут ли хуситы атаковать все суда или это будет избирательно? То есть смогут ли суда с российской нефтью спокойно проходить через пролив? Эксперт отметил, что пока ни одна российская или китайская компания не заявила об изменении маршрута.
"Если хуситы будут бить избирательно, то для нас эта история может быть довольно выгодной, если мы получим такое конкурентное преимущество на рынке нефти", - резюмировал Юшков.
Аналитика
Угроза на море: как переквалификация хуситов в пираты отразится на мировой торговле