БАКУ, 29 ноя — Sputnik. Споры и разногласия между странами-участницами соглашения ОПЕК+ не являются чем-то новым. Мировой энергетический рынок еще помнит конфликт Саудовской Аравии и ОАЭ о квотах на нефтедобычу. Тогда аналитики прогнозировали выход ОАЭ из соглашения ОПЕК+, а то и вовсе развал альянса, однако руководству нефтекартеля удалось решить вопрос без ущерба для энергорынка.
Однако в этот раз спор между членами ОПЕК+ носит межконтинентальный характер. Так, заседание ОПЕК и ОПЕК+ о квотах добычи "черного золота" на следующий год было перенесено с 26-го на 30 ноября. Источники говорят: консенсуса в нефтекартеле не удалось достичь из-за разногласий между Саудовской Аравией и такими африканскими странами, как Ангола, Нигерия и Конго.
Так, саудовское королевство традиционно призывает ОПЕК+ принять решение о сокращении квот нефтедобычи, чтобы избежать перенасыщения рынка. Африканские нефтедобытчики в этот раз ратуют за увеличение квот добычи, так как считают, что нынешние объемы производства нефти недостаточными для пополнения бюджета.
При этом просьбы Анголы, Нигерии и Конго об увеличении квот добычи стали неким сюрпризом для мирового энергорынка, ведь буквально до недавнего времени страны не могли выполнить свои обязательства по производству "черного золото" и ежемесячно недопоставляли на мировой рынок сотни тысяч баррелей.
Ангола и Нигерия – главные причины дефицита в ОПЕК
До последнего заседания ОПЕК+ в июне текущего года Ангола и Нигерия просили сократить квоты нефтедобычи для них и даже с учетом сокращенных квот не могли выполнить обязательства по поставкам "черного золота" на мировой рынок.
Так, в июне ОПЕК+ установил значительно более низкий совокупный целевой показатель добычи для африканских стран-членов: около 4,33 млн баррелей в сутки. Цель Нигерии на 2024 год добывать 1,38 млн баррелей в сутки означает сокращение на 360 тыс. баррелей в сутки, а квота Анголы снизилась на 175 тыс. баррелей в сутки, до 1,28 млн баррелей.
При этом аналитики считают, что Нигерия достигнет поставленной цели на 95%, Ангола – 75%. Хотя Нигерия, по оценкам, и способна добывать 2,2 млн баррелей в сутки, страна сталкивается с такими проблемами, как хищение нефти, саботаж и технические проблемы на месторождениях. Ангола, несмотря на рост добычи нефти и газа в 2023 году, в последние месяцы по-прежнему добывала более 1,1 млн баррелей в сутки, что далеко от текущего целевого показателя в 1,28 млн баррелей.
Нефтедобывающий сектор африканских стран стал жертвой климатических амбиций западных стран. Так, из-за снижения инвестиций в нефтегазовые проекты иностранные компании также сократили вложения в новые африканские месторождения и модернизацию уже эксплуатируемых. Кроме того, резкое сокращение добычи нефти в 2020 году из-за обвала рынка привело к закрытию некоторых скважин в ряде нефтедобывающих странах, а расконсервирование скважин, в свою очередь, требует дополнительных инвестиций и гарантий того, что рынок потребления нефти будет продолжать расти.
Таким образом, аналитики подсчитали, что почти половина дефицита запланированных поставок нефти со стороны ОПЕК+ приходится на Нигерию и Анголу.
При этом арабские страны Персидского залива, которые не зависят от вложений иностранного капитала в нефтедобывающую отрасль, могут сокращать или наращивать производство "черного золота" в зависимости от установленных квот.
След США во внутренних разногласиях ОПЕК+
Арабские СМИ нашли след Вашингтона в разногласиях в позициях Саудовской Аравии и африканских стран по квотам на нефтедобычу. Так, ряд арабских экспертов считает, что США, которые ведут долгую, но безуспешную борьбу с ОПЕК+ за рост добычи и поставок нефти, решили надавить на альянс во главе с Саудовской Аравией при помощи африканских стран.
Согласно сообщениям СМИ, Вашингтон пообещал таким странам, как Ангола и Нигерия, инвестиции в нефтегазовые проекты в обмен на увеличение производства и экспорта нефти. При этом Нигерия и Ангола находятся на восьмом и десятом месте среди поставщиков нефти и нефтепродуктов в США.
Следует отметить, что администрация Джо Байдена поставила перед собой цель увеличить стратегические запасы нефти и снизить мировые цены на данный вид сырья до $60-70 за баррель, чтобы сократить инфляционную нагрузку на национальную экономику.
Понимая, что переговоры с крупнейшими поставщиками нефти, в частности Саудовской Аравией, ни к чему не приведут, Вашингтон решил настроить участников ОПЕК+ друг против друга, а возможно, и добиться увеличения квот на нефтедобычу.