БАКУ, 24 окт — Sputnik. Современное мироустройство претерпевает значительные изменения. Меняется характер взаимоотношений между странами, регионами и блоками. Возникает ситуация, когда организации, созданные для урегулирования взаимоотношений между субъектами международного права, оказываются бесполезными.
Современные международные отношения переживают период правового беспредела. Такого мнения придерживаются не только аналитики, но и многие политические лидеры. При оценке схожих событий в мировой политике применяются двойные стандарты, резолюций международных организаций, в том числе Совета Безопасности ООН, выполняются избирательно, вопреки международным соглашениям вводятся групповые санкции против отдельных стран и тому подобное.
В такой непростой обстановке страны Южного Кавказа поддержали идею создания региональной организации, которая призвана служить урегулированию разногласий и содействию развития сотрудничества. При этом звучат мнения о том, что вмешательство во внутренние дела региона извне лишь усугубляет ситуацию.
На фоне этого в Тегеране прошла встреча министров иностранных дел стран, участвующих в формате “3+3”. По ее итогам было принято заявление о важности развития дружественных отношений, основанных на добрососедстве и взаимных интересах.
В этом контексте отмечается важность мирного разрешения споров между странами-участниками, взаимное уважение суверенитета, независимости, территориальной целостности, а также неприкосновенности международно признанных границ, невмешательство во внутренние дела, запрет на применение силы и соблюдение прав человека, основанных на принципах Устава ООН.
Как следует из итогового заявления участников тегеранской встречи в формате “3+3”, страны региона полны решимости следовать этому тезису и отстаивать свои интересы совместно.
Насколько реально “отстоять” Южный Кавказ в формате “3+3”
Несмотря на нагнетание обстановки вокруг Украины и на Ближнем Востоке, Южный Кавказ продолжает оставаться в центре внимания мировых центров силы. Долгие годы западные лидеры препятствовали разрешению конфликтов, так как считали, что еще не наступило время для “битвы за регион”.
Несмотря на то, что победоносная война Азербайджана в 2020 году спутала западным аналитикам карты, когда стало понятно, что действующие посредством различных организаций, в том числе Минской группы ОБСЕ, западные центры силы теряют рычаги влияния, отказываться от своих амбиций они не собирались. Срочно были разработаны новые механизмы, которые позволили бы им вернуть свое влияние в регионе.
Все началось с размещения “безобидной” малочисленной миссии наблюдателей ЕС, состав которой через короткое время был увеличен в несколько раз. А плацдарм для их размещения предоставила являющаяся членом СНГ и ОДКБ Армения.
Затем последовал демарш Франции, которая под предлогом защиты Армении от возможной, по ее мнению, агрессии решила поставить Еревану вооружения. А во время визита министра обороны Сурена Папикяна в Париж было решено еще больше расширить сотрудничество. Стороны договорились о дополнительных поставках оружия в Армению.
Несмотря на все это, присутствие Запада в регионе все еще минимально. Гегемон западного мира в лице США вынужден переключать свое внимание между Украиной и Ближним Востоком. Остальные члены западного альянса ни физически, ни морально не в состоянии бросить вызов таким державам как Россия, Турция и Иран. В такой ситуации реальной силой в деле противодействия внешнему влиянию может стать площадка “3+3”.
Не все так просто на Кавказе
Справедливости ради отметим, что пока сотрудничество в формате “3+3” продвигается со скрипом. С первого дня от участия в нем отказалась Грузия, мотивируя свое решение ситуацией вокруг Абхазии и Южной Осетии. При этом участники проекта не исключили ее из формата, что позволяет с надеждой смотреть в будущее.
Судя по заявлениям министров иностранных дел России, Ирана и Турции, страны региона считают практически разрешенным конфликт между Азербайджаном и Арменией, что также способствует увеличению шансов на развитие сотрудничества в указанном формате. Помимо этого руководитель армянского внешнеполитического ведомства Арарат Мирзоян озвучил позицию своей страны, которая сводится к признанию территориальной целостности Азербайджана, включая Карабахский экономический район.
Однако Запад не отказывается от своих амбиций на Южном Кавказе. Несмотря на провал миссии президента Франции Макрона по поводу подготовки мирного договора между Азербайджаном и Арменией, Евросоюз все еще приглашает стороны на переговоры в Брюсселе. Значимость региона для европейцев состоит не просто в установлении своего влияния, но и обуславливается тем, что частично отказавшийся от российских энергоносителей ЕС нуждается в альтернативных поставщиках, которыми являются АР и страны Центральной Азии. К тому же и оптимальный маршрут доставки данного сырья пролегает через Азербайджан.
В такой обстановке складывается впечатление, что Западу важна стабильность на Кавказе. Однако попытки определенных политических кругов в Европе дестабилизировать ситуацию в регионе говорят об обратном. Призывы ввести санкции против Азербайджана, голословные обвинения в адрес Баку, а самое главное, подстрекательство армян к очередной волне антиазербайджанской агрессии, которая может сорвать мирный процесс, говорит о том, что Европа не ратует за установление прочного и долгосрочного мира в регионе.
В такой ситуации любой формат, призванный укрепить региональную стабильность и солидарность является благом, вне зависимости от политических, идеологических и даже внешнеполитических приоритетов. Именно поэтому трудно переоценить те преимущества, которое предоставляет сотрудничество в формате “3+3”. А как оно будет развиваться - зависит непосредственно от самих участников данного формата, которые уже договорились о назначении постоянных представителей для ведения переговоров по интересующим вопросам.