БАКУ, 30 авг — Sputnik. США в последнее время вносят во внешнюю политику серьезные корректировки с целью снижения внутренних цен на нефть и нефтепродукты, борьбы с инфляцей, а также пополнения опустошенных запасов "черного золота".
Данные проблемы нужно решать уже сейчас, так как в противном случае президентские выборы в США в ноябре 2024 года могут надолго отдалить демократическую партию от поста главы государства. Именно поэтому Вашингтону приходится идти на попятную в вопросе принципов внешней политики, в частности, он вынужден смягчить санкции в отношении крупнейших производителей углеводородов – Венесуэлы и Ирана.
"Демократическая" нефть Венесуэлы
Американские НПЗ испытывают острый дефицит тяжелых сортов нефти, которые могли бы заменить российские сорта "черного золота", и надеются получить необходимые объемы из Венесуэлы. Парадокс в том, что в свое время, после санкций предыдущего президента Дональда Трампа против Каракаса, именно российская нефть импортировалась в качестве замены венесуэльской.
Однако в прошлом году из-за санкций против поставок российской нефти Москва резко сократила экспорт в американском направлении, из-за чего часть НПЗ Штатов сократила производство или простаивала. В результате цены на бензин в США в прошлом году почти ежедневно обновляли исторический рекорд, достигнув в среднем по стране $4,31-$5 за галлон (3,8 литра), что стало самым высоким значением за все время наблюдений Американской автомобильной ассоциации. На сегодняшний день галлон бензина в США все еще стоит в пределах $5, а в таких дорогих штатах, как Калифорния, средняя стоимость может достигать и $6.
Столкнувшись с проблемой дефицита нефти и удорожания бензина, Вашингтон решил махнуть рукой на принципы и позволить Каракасу торговать нефтью с ним. Так, согласно СМИ, в федеральном правительстве США ведется работа над проектом смягчения санкций в отношении Венесуэлы, если страна организует свободные и справедливые президентские выборы.
Пока неизвестно, что на это скажут венесуэльские власти, однако Вашингтон не любит терять время – еще с начала года Штаты начали постепенно смягчать санкции, в результате чего американскому нефтегазовому гиганту Chevron была выдана лицензия на работу в Венесуэле.
Сами убили – сами возродили
Считается, что американская Chevron – первая ласточка возвращения западных компаний в углеводородные проекты Венесуэлы. В результате, как ожидают аналитики, после инвестиций и расширения добычи нефти ежесуточное производство сырья в стране может быть увеличено на 200 тыс. баррелей – до 1 млн баррелей в течение следующих двух лет.
Стоит отметить, что экспорт нефти - главная статья дохода Венесуэлы – пришел в упадок в результате американских санкций. Напомним, санкционное давление Вашингтона на Каракас началось еще в 2015 году, однако достигло своего пика в 2019 году, когда президент Трамп ввел запрет на экспорт венесуэльской нефти и утвердил санкции в отношении нефтегазовой компании страны PDVSA.
В итоге добыча и экспорт нефти из Венесуэлы снизились в прошлом году до исторического 50-летнего минимума. Так, если до санкций Венесуэла добывала 3,2 млн баррелей ежесуточно, то в прошлом году этот показатель составил около 700 тыс. баррелей. По подсчетам венесуэльских властей, потери страны из-за санкционных ограничений с 2015-го по нынешний год достигли $232 млрд.
Аналитики отмечают, что после возвращения Chevron на нефтегазовый рынок Венесуэлы часть доходов Каракаса от продажи нефти пойдет на погашение миллиардных долгов страны перед американской компанией. Таким образом, Вашингтон надеется в краткосрочной перспективе удовлетворить свои нефтяные аппетиты за счет Венесуэлы, не учитывая при этом интересы Каракаса.
Надежды Штатов на обвал нефти
Следующим кандидатом на смягчение американских санкций является Иран – согласно информации Bloomberg, Вашингтон согласился ослабить санкции против Тегерана, что позволит стране выходить со своей нефтью на азиатские рынки. Издание утверждает, что данное решение США, кроме целей по снижению цен, также связано с попыткой столкнуть РФ и Иран на рынке нефти за сбыт сырья.
Bloomberg, кроме того, сообщает, что ИРИ и США договорились о разблокировке иранских активов в банке Южной Кореи, а также достигли прогресса в обмене пленными.
Напомним, американские санкции против нефтегазового сектора Ирана были ужесточены после того, как США в одностороннем порядке вышли из ядерного соглашения в 2018 году. Аналитики считают, что иранская нефтегазовая отрасль находится на достаточно хорошем уровне и после снятия санкций страна сможет в краткосрочной перспективе увеличить экспорт до 4 млн баррелей в сутки против 1,5-2 млн баррелей в сутки на сегодняшний день.
Выход почти 4 млн баррелей в сутки иранской нефти на мировой рынок, как ожидает Вашингтон, позволит существенно удешевить "черное золото", что в конечном итоге позволит снизить цены на топливо в США и, как результат, снизить темпы инфляции.
Сближение США с ИРИ – страх потерять Персидский залив
Стоит отметить, что смягчение американских санкций в отношении Ирана протекает на фоне довольно успешного процесса нормализации отношений Исламской Республики с Саудовской Аравией. Так, Эр-Рияд и Тегеран возобновили работы диппредставительств и договорились укреплять торгово-экономические отношения. Более того, во время визита главы МИД ИРИ Хосейна Амир Абдоллахияна в Саудовскую Аравию была достигнута договоренность о том, что стороны будут обеспечивать самостоятельно безопасность в регионе Персидского залива.
Так, по словам Абдоллахияна, в ходе встречи с наследным принцем королевства Мухаммедом Бен Сальманом Аль-Саудом было достигнуто общее понимание, что безопасность региона должна обеспечиваться без участия иностранных сил. Учитывая многолетнее военно-стратегическое сотрудничество между саудитами и американцами, несложно понять, какую именно страну Эр-Рияд и Тегеран намерены оставить за бортом решения вопросов региональной безопасности.
Такое довольно успешное сближение двух крупнейших ближневосточных держав не может остаться в стороне от внимания Вашингтона, который на фоне еще и охлаждения отношений с королевством рискует потерять влияние во всем регионе Персидского залива. Возможно, именно для того чтобы не допустить такой сценарий, США пошли на сближение с Тегераном посредством смягчения санкций в отношении поставок иранской нефти.
Сотрудничество в рамках БРИКС также пугает США
Отметим, что смягчение санкций в отношении Венесуэлы и Ирана наблюдается на фоне повышенного интереса этих стран к объединению БРИКС. Так, Исламская Республика станет полноправным участником БРИКС уже в следующем году, а Венесуэла подала заявку на участие в организации.
Аналитики считают, что объединение двух крупных нефтепроизводителей в рамках единой организации может привести к укреплению позиций поставщиков "черного золота", что позволит успешнее подстраивать рынок под запросы поставщиков сырья.
Кроме того, попытка сближения с Ираном продиктована Вашингтону опасением по поводу участия Саудовской Аравии и ИРИ в одних и тех же региональных экономических блоках. Так, в марте Эр-Рияд одобрил соглашение о вступлении в Шанхайскую организацию сотрудничества (ШОС), членом которого является и Иран.
Затем на последнем саммите в Йоханнесбурге обе страны были приняты в БРИКС, что не только увеличило число стран-производителей нефти в рамках объединения, но и расширило число международных площадок, где стороны будут больше взаимодействовать и смогут достичь большего прогресса в вопросе развития двусторонних отношений.
В целом смягчение санкций в отношении Ирана и Венесуэлы не только продиктовано американской надеждой на снижение цен на нефть на мировом рынке, но и попыткой вбить клин в отношения Эр-Рияда и Тегерана, в результате чего США могут вести свою политику "разделяй и властвуй".