БАКУ, 25 авг — Sputnik. По итогам саммита БРИКС в ЮАР межгосударственное объединение увеличилось сразу на шесть участников - Саудовская Аравия, Египет, Аргентина, ОАЭ, Эфиопия и Иран со следующего года станут полноправными членами организации. В результате этого расширения на страны-члены БРИКС придется 37% мирового ВВП и около 45% мировых запасов нефти.
Отметим, что, наряду с вышеуказанными странами, ранее заявку на вступление в БРИКС также подали Алжир, Бахрейн, Венесуэла, Кувейт, Марокко, Нигерия и другие. Если посмотреть список новых участников БРИКС и кандидатов на присоединение к организации, в глаза бросается тот факт, что многие из них – крупные поставщики нефти и газа на мировой рынок.
В то же время стоит отметить, что после последующего расширения БРИКС в группу будут входить страны, которые являются членами ОПЕК+ или Форума стран-экспортеров газа. То есть в рамках БРИКС фактически будет контролироваться около 60% мировых запасов и добычи нефти и газа.
Эксперты считают, что новые участники БРИКС усилят вес организации на энергетическом рынке мира, а также приведут к ускорению ряда процессов, в частности дедолларизации нефтяного рынка.
"Выбить" нефть из-под доллара
Одним из пунктов итоговой декларации заседания в ЮАР стал вопрос дедолларизации торговли. Так, в декларации говорится, что лидеры стран-участниц БРИКС выступили за более активное применение национальных валют при проведении финансовых операций как между участниками организации, так и с ее торговыми партнерами.
Кроме того, в документе указывается, что лидеры стран БРИКС поручили министрам финансов и главам центробанков своих стран проработать этот вопрос и представить наработки к следующему саммиту.
Действительно, вопрос отказа от доллара в торговле сегодня актуален для каждой отдельной страны БРИКС. Такие крупные поставщики нефти, как РФ, Саудовская Аравия, ОАЭ, Иран, частично отказались от доллара в коммерческих контрактах по экспорту нефти. За аналогичное решение ратуют и крупнейшие импортеры нефти, в первую очередь Китай и Индия. Так, Китай перевел часть своих расчетов с Россией в юани, а Индия и ОАЭ в середине августа провели свою первую сделку по продаже около 1 млн баррелей нефти в рупиях и эмиратских дирхамах.
Даже некогда главный сторонник купли-продажи нефти в американской валюте – Саудовская Аравия – заявил недавно о работе над вопросом перехода на альтернативные доллару валюты в торговых расчетах.
При этом необходимо отметить, что нефть сегодня остается чуть ли не единственным активом, поддерживающим американскую валюту: ежегодные многомиллиардные сделки в долларах позволяют ей доминировать в мировой торговле, а также искусственно поддерживать ее ценность.
Ожидается, что после того, как страны БРИКС договорились ускорить процесс перехода на нацвалюты в торговле, поставщикам и покупателям нефти, входящим в одно объединение, будет легче отказаться от доллара. В таком случае доллар потеряет нефтяные контракты гораздо быстрее, чем ожидалось ранее, что существенно сократит его гегемонию в энергетическом мире.
Единая позиция, совместные решения
Расширение БРИКС за счет стран-лидеров энергетического мира не может оставаться без внимания Запада. Так, эксперты считают, что Запад, в частности США, в первую очередь пугает сближение позиций поставщиков нефти в рамках ОПЕК+.
Если раньше участники ОПЕК+ расходились во мнениях по поводу уровня добычи нефти, то кооперация в рамках БРИКС сблизит позиции экспортеров черного золота и создаст условия для координации действий. Напомним, летом 2021 года между ОАЭ и Саудовской Аравией возник серьезный спор по поводу добровольного сокращения добычи, когда королевство пыталось снизить производство, а эмираты не соглашались на это. Но руководству ОПЕК удалось снизить градус напряженности и найти компромиссное для двух сторон решение.
Эксперты считают, что сотрудничество в БРИКС позволит экспортерам нефти эффективнее создавать дорожную карту по тому или иному вопросу, а кооперация внутри организации сгладит "острые углы" в диалоге стран.
Кроме того, сотрудничая в рамках БРИКС, страны-поставщики газа на мировой рынок могли бы воплотить в реальность проект создания аналога ОПЕК. Так, уже некоторое время вновь стал актуальным вопрос создания "газовой ОПЕК", которая регулировала бы рынок голубого топлива, предотвращая резкие скачки цен. Данная инициатива стала еще более актуальной после того, как стоимость газа подскочила на европейской газовой бирже до $2000 за 1 тыс. кубометров в 2022 году, а затем почти за год упала до почти $300.
Аналитики не исключают, что после вхождения в БРИКС новых участников, в частности Ирана, а в последующем - Алжира и Нигерии, инициатива по созданию газового альянса, активно продвигаемая РФ и ИРИ, может найти единомышленников в БРИКС.
Такой расклад может не понравиться европейским странам, которые являются главными импортерами голубого топлива. Ведь создание "газовой ОПЕК" позволит регулировать поставки газа на мировой рынок, чтобы не допустить перенасыщения. А это означает удержание цен на уровне, выгодном в первую очередь производителям.
Импортеры из БРИКС в приоритете
Другим вопросом, вызывающим беспокойство Запада, является рынки поставок нефтегазовых ресурсов. Так, на энергетическом рынке периодически возникает сильная конкуренция за поставки нефти и газа, особенно в рамках краткосрочных контрактов. В частности, сжиженный природный газ и нефть часто перенаправляются на те рынки, где стоимость выше. По этой причине ряд потребителей в Европе прошлой зимой остался без СПГ, который был поставлен на азиатский рынок.
Объединение поставщиков и потребителей нефти и СПГ в рамках БРИКС дает аналитикам основание считать, что производители энергоресурсов, являющиеся членами этой организации, при поставках будут отдавать предпочтение своим партнерам по БРИКС, в частности Китаю и Индии.
Кроме того, интеграция транспортно-логистических маршрутов, разработка платежных систем, не зависящих от западных финансовых структур, а также другие преимущества, которые уже предлагает и предложит в будущем БРИКС своим участникам, приведут к тому, что торговля энергоресурсами внутри объединения станет более привлекательной для его участников.
В целом считается, что объединение крупнейших игроков энергорынка в рамках БРИКС переформатирует энергетическую карту мира, изменит правила торговли ресурсами, а также укрепит кооперацию между участниками объединения и избавит их от западной гегемонии.