БАКУ, 28 мар — Sputnik. Официальная информация о телефонном разговоре министров иностранных дел Ирана и Саудовской Аравии - Хосcейна Амира Абдоллахиана и принца Фейсала Аль Сауда дает основания полагать, что собеседники обсудили возможность встречи на нейтральной территории. Иранская сторона сообщает, что Тегеран предложил три страны для проведения переговоров. Более конкретные данные не приводятся.
Скупость предоставленной информации еще раз доказывает правоту тех, кто считает, что пока рано говорить о серьезных подвижках в налаживании отношений между Ираном и Саудовской Аравией. Процесс только сдвинулся с мертвой точки, кроме того, идеологические, политические и экономические разногласия между Тегераном и Эр-Риядом еще никто не отменял.
Документ для налаживания отношений
В подписанном в Пекине трехстороннем соглашении указывается, что Иран и Саудовская Аравия привержены принципам суверенитета и невмешательства во внутренние дела друг друга, а также планируют возобновить сотрудничество в сферах торговли, экономики, культуры, науки и техники. Стороны также договорились о восстановлении дипломатических отношений и возобновлении деятельности посольств в течении двух месяцев.
Оптимистично настроенные аналитики поспешили назвать данный процесс наступлением "исламской весны", так как, по их мнению, налаживание дипотношений между Саудовской Аравией и Ираном можно расценить как прекращение противостояния между шиитским и суннитским миром. Ведь именно игра на этом идеологическом противостоянии во многом позволяла внешним игрокам, в частности Западу, создавать ситуацию управляемого хаоса в данном регионе, чтобы воздействовать на принятие сторонами тех или иных решений.
Другие эксперты склонны считать, что победу праздновать пока рано. Ведь по большому счету, единственным конкретным указанием на согласованность действий сторон является стремление к взаимному открытию посольств. Несмотря на то, что это станет безусловным шагом вперед, все остальные меры по налаживанию связей и стабилизации отношений предстоит обсуждать на уровне дипломатов и представителей соответствующих ведомств Ирана и Саудовской Аравии. А обсуждать придется целый ворох накопившихся вопросов, которые отражают историю противостояния длиной в десятилетия.
Отказ от амбиций или разграничение полномочий
Противостояние между Саудовской Аравией и Исламской Республикой Иран длится более четырех десятилетий. Оно началось практически сразу после исламской революции 1979 года в Иране, охватив сферы идеологии, экономики и политики
Революционный шиитский Иран стал антиподом классических монархий Ближнего Востока, исповедующих суннизм. И хотя за эти годы отношения Тегерана и Эр-Рияда не раз проходили через этапы нормализации, затем все неизбежно скатывалось к новым эскалациям. Две страны на протяжении многих лет были образцовыми антагонистами: с одной стороны - революционная республика и в то же время антиколониальная сила с лозунгом "Смерть Америке!", а с другой - суннитская монархия и оплот влияния США в регионе. И, наконец, национальный состав - иранцы и арабы.
За прошедшие годы стороны успели схлестнуться во многих гибридных войнах, которые велись различными методами. Достаточно вспомнить противостояние в Ливане, Ираке и Сирии. А ставшая притчей во языцех война йеменских хуситов, поддерживаемых Ираном, против возглавляемой Саудовской Аравией коалиции вообще стоит особняком. А еще были стычки во время хаджа, казни шиитского проповедника в Эр-Риаде, штурм саудовского посольства в Тегеране и многое другое.
Учитывая накопившееся столь неблагоприятное наследие, продвижение мирного диалога между сторонами видится довольно сложным и призрачным. Ведь ни в коем случае нельзя сбрасывать со счетов восточный менталитет, когда любое принятое странами и их политическими противниками решение может быть истолковано двояко. Особенно это касается решений, требующих компромиссов.
Стоит учитывать тот факт, что Иран и Саудовская Аравия чрезмерно вовлечены в региональные процессы, чересчур честолюбивы и упорны, чтобы отступить. При этом они должны осознать, что в подобном режиме борьба может продолжаться бесконечно, сменяя один круг эскалации другим.
В таком случае более актуальным становится не вопрос победы в многолетнем противостоянии, а умение договориться о некотором разграничении сфер влияния в регионе.
Также стоит учитывать факт наличия посредника, который знаком с тонкостями восточной политики и обладает рычагами экономического стимулирования. Именно так специалисты расценивают роль, место и возможности Китая в деле примирения сторон на Ближнем Востоке - в регионе, с которым Пекин связывает дальнейшее развитие логистических маршрутов для своих товаров.
Но именно здесь и кроется самая большая опасность для запущенного мирного процесса. По мнению специалистов, в ближайшее время мы сможем наблюдать подковерные игры международных игроков, не желающих ослабления своих возможностей воздействия на региональные процессы. Не исключено, что некоторые из них выступят с предложениями, которые могут показаться сторонам заманчивее, чем нынешний запущенный процесс нормализации.
Учитывая вышесказанное, можно предположить, что в скором времени на Ближнем Востоке будет наблюдаться политическое и дипломатическое противостояние западного прагматизма в исполнении США и их союзников и "восточного напора мягкой силы" в лице Китая. И хотя окончательное решение примут в Тегеране и Эр-Риаде, многое будет зависеть именно от умения западных и восточных игроков заинтересовать "непримиримых друзей" своими предложениями.