XV Евразийский экономический форум
В Баку начал свою работу XV Евразийский экономический форум. В течение двух дней, 27-28 октября, участникам предстоит обсудить широкий спектр вопросов в области экономики и финансов, здравоохранения, экологии, энергетики и технологических инноваций на пространстве Большой Евразии.

Азербайджан находится в центре всего евразийского сотрудничества – Глазьев

С Азербайджаном у ЕАЭС действует зона свободной торговли в рамках СНГ, много торгово-экономических связей, миллионы азербайджанцев трудятся на российском рынке, у нас немало совместных инвестиционных проектов.
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен
БАКУ, 28 окт — Sputnik. На сегодняшний день ЕАЭС – это общий рынок товаров, на стадии завершения находится работа по нефти и газу, электроэнергии, сказал в интервью Sputnik Азербайджан член Коллегии (министр) по интеграции и макроэкономике Евразийской экономической комиссии Сергей Глазьев. Он является одним из участников XV Веронского Евразийского экономического форума, который проходит в Баку.
- Какие приоритеты развития ЕАЭС существуют на сегодняшний день?
- Мы работаем по стратегическим направлениям развития ЕАЭС до 2025 года. Это, прежде всего, завершение формирования общего рынка. На сегодняшний день наш союз – это общий рынок товаров, на стадии завершения находится работа по нефти и газу, электроэнергии. Мы гармонизируем антимонопольное регулирование, а также устраняем какие-либо барьеры во взаимной торговле. Вводим передовые цифровые технологии, участие контроля за прослеживаемостью товаров на нашем общем рынке. Это то, что касается товарного обращения.
По рынкам услуг у нас приоритетное направление - это транспортные услуги, где формируются цифровые транспортные коридоры, вводятся современные технологии таможенного оформления с электронным декларированием и сокращением времени таможенного контроля.
Создаются общие системы санитарного, тернарного и фитосанитарного контроля в плане информатизации этих процессов на базе общего перечня товаров и общих требований к качеству таких товаров.
По плану формируются технические регламенты по всем видам безопасной продукции, сейчас мы уже эту работу практически завершили. Что касается рынка труда, здесь реализуются планы по обеспечению прав трудящихся мигрантов, и есть планы по развитию сетевых форм образования, в частности создается Евразийский сетевой университет. По научно-техническому сотрудничеству мы работаем над созданием рамочной программы и формируем научно-технические каналы между государствами ЕАЭС. У нас ведется большая работа по согласованию промышленной и аграрной политики. Мы разрабатываем балансы, и в качестве главного приоритета на ближайшее время ставится задача развития кооперации. Таким образом, общий рынок по товарам у нас сформирован, по труду он тоже функционирует, по рынку капитала мы преодолеваем трудности, связанные с санкциями, через создание платежно-расчетных систем. На 80% мы перешли на расчеты в национальных валютах.
В настоящий момент, несмотря на то, что общий рынок создан, доля взаимной торговли в товарообороте составляет порядка 15%, и только в Беларуси она превышает 50%. Для того чтобы взаимная торговля развивалась, расширялось сотрудничество, нужны совместные инвестиционные программы и проекты. В этом направлении тоже ведется работа.
- Какими видятся перспективы вступления Азербайджана в ЕАЭС?
- Это дело добровольное. Наш союз строится на основе уважения национальных суверенитетов, и сфера интеграции ограничена только теми функциями, которые государства добровольно передали на наднациональный уровень. Это, прежде всего, регулирование общего рынка. Для того чтобы этот общий рынок был, необходимо иметь одинаковые таможенные тарифы, единые меры нетарифного регулирования, общие технические регламенты. Мы принимаем по 30-40 решений в неделю. Порядка половины этих решений – это норма, которую необходимо соблюдать. Все решения принимаются консенсусом. Безусловно, страна, которая намерена присоединиться к союзу, должна быть готова делегировать часть своего суверенитета по регулированию рынка товаров в наднациональный орган – Евразийскую экономическую комиссию.
С Азербайджаном у нас действует зона свободной торговли в рамках СНГ, много торгово-экономических связей, миллионы азербайджанцев трудятся на российском рынке, у нас немало совместных инвестиционных проектов. То есть у нас вполне естественно складывающаяся кооперация, которая могла бы развиваться еще мощнее и плотнее, если бы Азербайджан был в составе ЕАЭС.
- Какой потенциал взаимодействия существует между ЕАЭС и Азербайджаном в свете глобального экономического кризиса?
- Потенциал существует в общих проектах развития. Каспийский регион становится приоритетным в Евразии. Здесь узкое место нашего сотрудничества с Югом. В советское время товарооборот с Индией был в 10 раз больше, чем сейчас. Товарооборот с Ираном быстро растет. Мы нуждаемся в транспортных коридорах. Азербайджан же находится в центре всего этого сотрудничества, и коридоры Север-Юг – это не только транспортные коридоры, но и коридоры развития. У нас большой потенциал взаимных интересов. Объем транзитных грузов, который шел через Азербайджан из Советского Союза на юг, был порядка 20 млн тонн. Однако дело не только в объемах, но и в развитии всей инфраструктуры, и современные транспортно-логистические технологии обрастают и обрабатывающими производствами. Кроме этого, у нас много общего по нефтегазохимии, агропромышленному комплексу.
- Переход от взаиморасчетов в долларах к национальным валютам: как осуществляется этот процесс между ЕАЭС и Азербайджаном?
- Мы практически завершаем этот процесс. В ЕАЭС торговля в основном идет через Россию и на Россию, поэтому российский рубль становится основной валютой по платежам и расчетам. Нет сомнений, что мы полностью откажется от доллара, евро, фунтов и всех валют, которые являются для нас токсичными. Мы также не будем накапливать резервы в этих валютах. Сейчас мы работаем над созданием единого биржевого пространства, в котором бы не только расчеты шли в национальных валютах, но и ценообразование для всего Евроазиатского региона, поскольку страны, которые входят в ЕАЭС и ШОС, доминируют на мировом рынке производства и потребления биржевых товаров. В сотрудничестве с Азербайджаном мы также будем использовать национальные валюты.
- Как санкции Запада против России сказываются на партнерах Москвы? Что бы вы ответили и посоветовали тем, кто в той или иной степени "прогибается" под этим давлением?
- С одной стороны, санкции – это новые барьеры, и те, кто упирается в эти барьеры, теряет российский рынок, а также возможности сотрудничества и развития. Олицетворение тому – Европа, которая погружается в глубочайший экономический кризис вследствие возведения барьеров на импорт российских энергоносителей, а также теряет огромную долю своего экспорта, который ориентировался на российский рынок. Конечно, в Европе много других проблем, однако то, что они возвели незаконные ВТО-барьеры в торговле с Россией, это, конечно, большой удар по значительной части европейского бизнеса.
Страны же дружественные, которые не боятся санкций, получают от этого дополнительные возможности развития. У нас резко растет товарооборот с Китаем - практически в полтора раза, с Индией он удваивается, а также с Ираном и Турцией.
Надо отметить, что в рамках нашей совместной торговли в рамках ЕАЭС очевидно, что санкции, которые были обращены против России, в действительности компенсируются возможностями нашего единого экономического пространства.