БАКУ, 7 окт — Sputnik. Четырехсторонняя встреча по урегулированию конфликта между Арменией и Азербайджаном, в которой принимали участие азербайджанский президент Ильхам Алиев, армянский премьер Никол Пашинян, президент Франции Эммануэль Макрон и председатель Совета ЕС Шарль Мишель, проходила в рамках первого заседания Европейского совета – неформальной встречи лидеров стран Европы.
Армения и Азербайджан подтвердили свою приверженность Уставу ООН и Алма-Атинской декларации 1991 года о создании СНГ, в рамках которого они взаимно признают территориальную целостность и суверенитет друг друга. Стороны подтвердили, что это послужит основой для работы пограничных комиссий, следующее заседание которых состоится в Брюсселе к концу октября.
Армения согласилась оказать помощь миссии Евросоюза в осуществлении работ на границе с Азербайджаном. Официальный Баку, в свою очередь, согласился сотрудничать с миссией лишь по тем вопросам, которые затрагивают ее интересы. Отметим, что она приступит к деятельности в октябре и продолжит ее осуществление в течение двух месяцев. Цель миссии – укрепление доверия и оказание поддержки посредством подготовки отчетов по работе пограничных комиссий.
Что дает сторонам принятие совместного заявления
Принятие совместного заявления создает политическую и юридическую базу для разрешения территориального спора между Арменией и Азербайджаном путем мирных переговоров. Указанная в заявлении приверженность уставу ООН и Алма-Атинской декларации 1991 года напоминает сторонам об обязательствах, которые они взяли на себя в связи с этими документами. Не вдаваясь в подробности лишь напомним несколько основных моментов, которые необходимо знать и соблюдать сторонам конфликта для его разрешения.
Подписанная 21 декабря 1991 года Алмаатинская декларация фактически оформила распад СССР и провозгласила создание СНГ. Подписавшие декларацию государства обязались признать и уважать территориальную целостность друг друга и нерушимость существующих на тот момент границ. Декларация была подписана 12 республиками бывшего СССР – к документ не присоединились прибалтийские республики.
Что касается Устава ООН, то тут достаточно напомнить, что все 12 стран, в том числе Азербайджан и Армения, были приняты в международную организацию в границах, существующих на период распада СССР, и все нормы международного права, нашедшие свое отражение в Уставе, применимы к этим странам именно в этих границах.
И тут уместно еще раз напомнить пять основных принципов, которые Азербайджан считает необходимым условием при подготовке мирного соглашения: взаимное признание территориальной целостности стран, отказ от дальнейших территориальных притязаний, неприменение силы или отказ от угрозы применения силы, определение государственных границ и открытие коммуникаций. Все эти принципы базируются на общепринятых нормах международного права. Соответственно, любые попытки отказаться от их реализации идут вразрез с нормами международного права. Неслучайно, что после долгого колебания официальный Ереван заявил, что эти принципы также приемлемы и для него.
Что дает сторонам создание пограничной мониторинговой миссии
В принципе, создание гражданской мониторинговой миссии на армяно-азербайджанской границе отвечает интересам всех участвующих на встрече сторон. Конфликтующие стороны получают гарантов в лице ЕС и Франции. Миссия призвана служить укреплению взаимного доверия, любые военные инциденты на границе будут регистрироваться, что даст возможность изучить нюансы и наказать виновных. А значит риск повторения подобных сентябрьским инцидентам сводится к минимуму.
ЕС и Франция получают возможность зафиксировать свое присутствие в регионе, хоть и кратковременное, и непосредственное участие в разрешении многолетнего конфликта и выхода на мирное соглашение. Это с одной стороны политический дивиденд, который никогда не бывает лишним, а с другой стороны возможность "зацепиться за регион" при удачном стечении обстоятельств.
Часть экспертов склонна думать, что привлечение к процессу делимитации европейских сил ущемляет интересы России. Однако им оппонируют аналитики, которые считают, что Москва все еще остается основным куратором мирного процесса в регионе.
Напоминание представителя МИД РФ Марии Захаровой в канун пражских встреч о том, что российские всеобъемлющие предложения переданы Баку и Еревану, было не чем иным, как дипломатическим месседжем всем сторонам переговоров о том, что Москва в данном регионе "держит руку на пульсе". Напомним также, что основные карты времен распада СССР представлены Москвой.
Да и дальнейшее развитие региона представить без участия региональных держав практически невозможно.
Отношение Баку и Еревана к создавшейся реальности. Возможное развитие событий
Баку неоднократно заявлял, что является сторонником скорейшего подписания мирного договора и окончания многолетнего конфликта между соседями. Ведь конфликт не только создает опасность перехода в горячую фазу, которую мы уже неоднократно наблюдали, но и тормозит экономическое развитие региона.
Эксперты считают, что привлечению к разрешению конфликта нескольких заинтересованных посредников способствует безостановочному продвижению процесса. На предыдущих этапах неоднократно возникала ситуация, когда достигнутое соглашение не соблюдалось и процесс стопорился. В качестве примера приводится ситуация с вопросом разблокировки коммуникаций, обязательства по которым еще не выполнены Ереваном, пытающаяся всеми правдами и неправдами тормозить этот процесс. По мнению аналитиков, в случае проявления заинтересованности всех сторон, участвующих в мирном процессе вне зависимости от статуса, тормозить его уже будет практически невозможно.
Первым этапом на этом пути может стать именно вопрос делимитации границ. После того, как страны определятся с границами, подписание мирного договора и налаживание сотрудничества в других сферах становится “делом техники”. Неслучайно, что взаимное признание территориальной целостности сопровождалось подтверждением сторон, что оно станет основой для работы комиссий по делимитации границы, следующее заседание которых состоится в Брюсселе в конце октября.