Отношения Европейского союза и Беларуси в последние два года складывались не слишком удачно. Об этом можно судить по прекращению участию Минска в проекте ЕС "Восточное партнерство", который охватывает, наряду с Беларусью, Азербайджан, Армению, Грузию, Молдову и Украину.
И вот на днях в Брюсселе завершился шестой по счету саммит программы Европейского государства "Восточное партнерство", в котором принял участие и президент Азербайджана Ильхам Алиев. По итогам саммита была принята совместная декларация, из которой был изъят пункт, осуждающий внутреннюю политику президента Александра Лукашенко и правительства Беларуси.
Произошло это благодаря позиции азербайджанского лидера, который включил особое мнение по поводу Беларуси. Наряду с этим, как сообщают азербайджанские СМИ, Азербайджан опротестовал попытку передать представительские полномочия легитимного правительства Беларуси непосредственно команде Светланы Тихановской, которая на данный момент находится за пределами страны.
Отметим также, что позже глава МИД Беларуси Владимир Макей в телефонном разговоре со своим азербайджанским коллегой Джейхуном Байрамовым поблагодарил Азербайджан "за его базирующийся на международном праве конструктивный подход".
Sputnik Азербайджан поинтересовался у экспертов, в чем причина подобного поступка азербайджанского президента, который таким образом сумел защитить интересы Беларуси в отсутствии ее президента на саммите, и почему европейские лидеры так хотели "протащить" данный вопрос в итоговое заявление, однако не смогли добиться этого.
Тихановская и мигранты
В конце лета 2020 года в Беларуси прошли президентские выборы, по итогам которых победил Александр Лукашенко, набрав 80,1% голосов. Оппозиция во главе с Тихановской и другими общественными деятелями объявила о фальсификации выборов. Были организованы массовые акции протеста, которые в итоге были разогнаны, а сама Тихановская отбыла из Беларуси в европейском направлении.
ЕС же после экстренного саммита объявил о непризнании выборов в Беларуси и заявил о нелегитимном статусе президента Лукашенко, были введены санкции. В ответ на это Минск принял решение о выходе из проекта "Восточное партнерство" и введения контрсанкционных мер.
Масла в огонь подлила недавняя ситуация на белорусско-польской границе, где сформировалась группа мигрантов, насчитывавшая свыше 2 тыс. человек. Они попытались прорвать границу с Польшей, однако были остановлены с помощью спецсредств. ЕС в рамках реакции обвинила по старинке официальный Минск, введя очередной пакет санкций против Беларуси.
Не надо всё красить в зеленый цвет
"Восточное партнерство" как проект, изначально было направлено на экономическое взаимоотношение и пыталось влиять на политику через экономические инструменты, напрямую не вмешиваясь в процессы. По мнению политолога, директора Института современного государственного развития Дмитрия Солонникова, попытка "протащить" политический вопрос Беларуси в итоговую декларацию саммита говорит, в первую очередь, о низкой квалификации европейских элит.
"Не надо быть всем одинаково подстриженными или все красить в один зеленый цвет. В этом есть некая проблема у европейских элит. Позиция президента Ильхама Алиева, который совершенно четко и ясно в данной ситуации продемонстрировал союзнический добрый жест в отношении Беларуси и Александра Григорьевича Лукашенко, абсолютно логичная и понятная. Действительно, вопросы экономического взаимодействия – это одно, а политическое влияние – это другое. Мухи – отдельно, котлеты – отдельно", – пояснил эксперт.
Он указал, что Азербайджан, как и многие страны, заинтересован в инвестициях с различных направлений, в том числе и со стороны Европы.
"Президент Алиев ведет в данном случае последовательную, конструктивную, государственническую линию. Он за развитие Азербайджана, без сомнения, за расширение политических и экономических возможностей страны, но не за счет ухудшения отношений с кем бы то ни было, в данном случае – с Беларусью", – подчеркнул Солонников.
Он выразил мнение, что азербайджанский лидер продемонстрировал сильную политическую волю, направленную на конструктивные, деловые отношения с Беларусью.
"Это была демонстрация того, что европейское мнение не будет доминировать во всех абсолютных институтах, куда Европа пытается заходить и куда приглашают другие страны. Есть альтернативная точка зрения, которая может побеждать", – указал директора Института современного госразвития.
По его мнению, позиция главы Азербайджана сочетает в себе также и личностный аспект.
"Это было важное решение, оно прозвучало на всю Европу, это было заметно. Была продемонстрирована важная конструктивная позиция, Россия и Беларусь это будут только приветствовать", – резюмировал Солонников.
Слабость европейских политиков перед проблемами вызвана их безразличием
В свою очередь, политолог Тофиг Аббасов назвал поступок азербайджанского президента "благородным и решительным шагом". Он аргументировал это тем, что Азербайджан доказал: западное сообщество не слышит своих спарринг-партнеров и конкурентов, рассматривая ситуацию однобоко и действуя исключительно по своему разумению.
По его словам, политика Европы, которая пытается создать параллельное президенту Беларуси Александру Лукашенко политическое руководство, а затем расшатывать ситуацию изнутри, заставляет, в первую очередь, страдать простых людей.
"Мы помним, как в Беларуси, в Минске и других городах очень долго царила турбулентность, которая не была вызвана внутренними социальными потрясениями и каким-то кризисными явлениями. Как бы то ни было, президент Александр Лукашенко и его правительство контролирует ситуацию в стране. В Беларуси принцип социальной справедливости всегда находится в почете, он до сих остается в силе", – подчеркнул эксперт.
Аббасов предположил, что подобное отстаивание позиции Минска свидетельствует о доверительных отношениях президентов Ильхама Алиева и Александра Лукашенко.
"Мне кажется, что президент Ильхам Алиев дал понять западным партнерам, европейскому сообществу, Европейскому союзу, что нельзя так огульно подходить к проблемам, которые затрагивают коренные интересы народов, нельзя создавать искусственные очаги напряженности, нельзя провоцировать революционные процессы там, где для них нет никакой причинно-следственной связи. Это здравый подход", – особо отметил Аббасов.
По его мнению, сегодня в Европе наблюдаются кризисные тенденции, связанные с тем, что зачастую политические лидеры или руководители международных организаций демонстрируют индифферентность, пытаются вести себя так, как будто для них не существует нерешаемых проблем.
"На самом деле мы видим, что слабость политиков перед очередными проблемами вызвана их безразличием. Из посредственных деятелей они превращаются в слабаков. Фактически, система вынужденно их терпит. Поэтому фактор сильных лидеров – это очень интересный компонент международной жизни", – сказал политолог.
Аббасов добавил, что если на Востоке существует понимание, что мало быть избранным на выборах, надо быть признанным, то на европейском континенте приходят к власти серые и слабые деятели, которые капитулируют перед реальными проблемами.