БАКУ, 19 дек - Sputnik. Посол Ирана в Баку Сейед Аббас Мусави сообщил в своем Twitter об активизации нового коридора между ИРИ, Азербайджаном, Грузией, Черным морем и Европой.
Коридор будет активирован между Пакистаном, Ираном и Турцией после испытательного ввода в эксплуатацию коридора Север-Юг (Финляндия, Россия, Азербайджан, Иран, Персидский залив и Индия), сообщил дипломат.
Напомним, на повестке стоит открытие маршрута Персидский залив - Черное море через Иран, Азербайджан и Грузию. В рамках этого маршрута 144 грузовика из трех стран с 22 декабря начнут перевозить грузы из Тебриза иранской провинции Восточный Азербайджан.
Ранее генеральный директор Управления международного транзита и перевозок Ирана (RMTP) Джавад Хедаяти заявил, что достигнуто трехстороннее соглашение между Ираном, Азербайджаном и Грузией о запуске транзитного маршрута, соединяющего Персидский залив с Черным морем. По соглашению, в течение ближайших месяцев будут отправлены грузы из Ирана в Азербайджан через границу в Астаре, а также в Болгарию или другие страны Восточной Европы через грузинские порты на Черном море.
Происходящее показывает, что в ближайшем будущем будут реализованы два мегатранспортных проекта, что еще больше повысит значение Кавказского региона для мировой торговли в целом.
По мнению члена Комитета Милли Меджлиса по экономической политике, промышленности и предпринимательству, депутата Вугара Байрамова, потенциал южно-кавказского региона с точки зрения международных грузоперевозок крайне высок.
Азербайджан и Иран являются участниками транспортного коридора Север-Юг. Между Азербайджаном и Грузией налажено сотрудничество в области транспорта. Оно включает железную дорогу Баку-Тбилиси-Карс, а также международные перевозки по транспортному коридору Восток-Запад, отметил депутат.
По его словам, новое региональное сотрудничество, связывающее три страны, свидетельствует о том, что страны региона намерены более активно использовать имеющийся у них потенциал для грузоперевозок: "Формирование новых транспортных связей между Персидским заливом и Черным морем напрямую повлияет на объем международных грузоперевозок через регион".
Директор Российского института социально-экономических исследований, доктор экономических наук Алексей Зубец, в свою очередь, напомнил, что разговоры о различных комбинациях транспортных коридоров между южно-кавказским регионом и странами Ближнего Востока идут почти десять лет. Рассматривались различные маршруты, которые бы облегчили перевозку транзитных грузов, производимых на местах.
Эксперт по Кавказу из турецкого аналитического центра Strategic Outlook Мехмет Фатих Озтарсу же считает, что Иран всегда был готов отправлять товары в другие страны через Черное море посредством портов в Грузии.
"Несмотря на отсутствие сухопутных границ между двумя странами, Грузия занимает особое место в торговой политике Ирана на Кавказе. В этом отношении новая инициатива важна как для Ирана, так и для стран региона, поскольку Иран, по сравнению со своими конкурентами в лице России и Турции, менее эффективен и получает меньше доходов", - сказал он.