БАКУ, 11 ноя — Sputnik. В парламенте Азербайджана вторую неделю проходят обсуждения государственного бюджета на 2022 год, который назван самым большим за годы независимости. Среди основных тем обсуждения – увеличение средств на социальные расходы, повышение зарплат, восстановление освобожденных территорий и другие актуальные вопросы.
Согласно прогнозам, в следующем году доходы государственного бюджета Азербайджана ожидаются в объеме 26,8 миллиарда манатов, а расходы – 29,8 миллиарда манатов. Это на 5,4% и 4,7% соответственно превышает утвержденные прогнозы на текущий год.
В итоге, согласно прогнозам, в госбюджете-2022 возникнет дефицит в три миллиона манатов, что на 1,7% меньше, чем ожидается в 2021 году.
Соцвыплаты и здравоохранение – в приоритете
Социальные выплаты малообеспеченным семьям и помощь предпринимателям, пострадавшим от воздействия пандемии, стали важным звеном обсуждений в парламенте. Ожидается, что в 2022 году на социальные выплаты и поддержание малого бизнеса будет направлено три миллиарда манатов.
Стоит отметить, что Азербайджан с самого начала пандемии начал реализацию программы господдержки уязвимых слоев населения и предоставил помощь предпринимателям. При этом в борьбе с негативным влиянием коронавируса на экономику страны Азербайджан рассчитывал только на свои валютные резервы, и не принимал кредиты от международных финансовых организаций, из которых часть предлагали кредиты на не самых выгодных условиях.
Кроме того, согласно прогнозам, в государственном бюджете на будущий год на расходы в сфере здравоохранения Азербайджана предусмотрено выделить 1,7 миллиарда манатов.
В госбюджете на следующий год предусмотрено также повышение зарплат, пенсий и стипендий.
Надбавку к зарплате в первую очередь получат военные и пограничники, несущие службу на освобожденных территориях. Кроме того, обсуждается повышение зарплаты полицейских, работа которых во время пандемии и Отечественной войны усложнилась в разы.
Не остались в стороне от государственной заботы и близкие шехидов, отдавших жизнь за территориальную целостность Азербайджана. В рамках предоставляемых льгот для семей шехидов предусматривается освобождение от подоходного налога материальной помощи в размере до 10 тысяч манатов, оказываемой членам семей граждан, погибших в Отечественной войне.
Восстановление Карабаха – иностранные инвестиции придутся кстати
Так же, как и сразу после освобождения оккупированных территорий, в следующем году восстановление и реконструкция этих земель останутся для Азербайджана приоритетом. Из бюджета 2022 года на работы по реконструкции будет выделено 2,2 миллиарда манатов.
При этом за девять месяцев нынешнего года на реконструкцию и восстановление освобожденных территорий было потрачено 955,2 миллиона манатов.
Учитывая масштабы предстоящих работ на освобожденных землях, сумма в 2,2 миллиарда манатов может показаться недостаточной, ведь среди планируемых работ - и крупные строительные проекты, и восстановление энергетических и коммунальных сетей, и возведение аэропортов и промышленных зон. Даже при поверхностном подсчете 2,2 миллиарда манатов могут показаться недостаточными средствами для таких масштабных работ.
Однако тут стоит вспомнить, что часть средств на восстановление Карабаха будет также привлечено в виде иностранных инвестиций.
Правительства и компании ряда партнерских стран не раз выражали готовность участвовать в восстановлении Карабаха, посредством привлечения высоких технологий в регион или инвестирования в готовящиеся проекты промышленного и производственного характера.
Освобожденные территории Азербайджана уже стали центром привлечения иностранных инвестиций. Так, в недавно созданной экономической зоне Аразской долины (Джебраильский район) уже появился первый резидент - ООО "КАМАЗ Лизинг Азербайджан" стал первой на освобожденных территориях компанией с иностранным капиталом.
Таким образом, стоит ожидать, что это станет началом притока иностранного капитала на освобожденные от оккупации земли, и соответственно, их возрождение, помимо средств из госбюджета, произойдет и за счет зарубежных инвестиций, что снизит нагрузку на бюджет.
Уравнять доходы от нефтяного и ненефтяного сектора
В предыдущие годы зависимость поступлений в госбюджет Азербайджана от нефтяного сектора была довольна ощутимой. Это, в свою очередь, создавало некоторые риски для госбюджета в случае снижения мировых цен на нефть.
Так, например, доля поступлений от нефтяного сектора в госбюджете-2015 превышала 65%, в госбюджете 2019 года этот показатель составил 59,8%.
Прогнозы по поступлениям в бюджет 2022 года указывают на то, что в следующем году разница в поступлениях по нефтяному и ненефтяному секторам заметно сократится. Так, ожидается, что отчисления по линии нефтяного сектора составят 54,8% доходов государственного бюджета, поступления от ненефтяного сектора – 45,2%.
Отчисления от нефтяного сектора в госбюджет прогнозируются в 14,6 миллиарда манатов, от ненефтяного сектора – в 12,1 миллиарда манатов.
Можно с уверенностью сказать, что в последующие годы доля ненефтяного сектора в поступлениях в бюджет будет расти и сравнится, а может, станет и больше доли нефтяного сектора.
Таким образом, одна из основных задач азербайджанской экономики, направленной на снижение зависимости от нефтяного сектора и увеличения доли ненефтяного сектора в экономике, можно сказать, успешно решается.