БАКУ, 8 ноя — Sputnik. Энергетический кризис с высокими ценами и дефицитом "голубого топлива" в Европе заставил правительства стран ЕС искать новые пути обеспечения своей энергобезопасности. Убедившись в том, что возобновляемые источники энергии не способны на данном этапе перехода на "зеленую энергию" обеспечить беспрерывное электроснабжение, крупнейшие импортеры энергоресурсов начали искать новые источники поставок природного и сжиженного газа.
Сжиженный газ, как оказалось, не такой уж и надежный вариант энергоносителей – контракты на его поставки недолгосрочные, ввиду этого и из-за гибкости инфраструктуры поставок экспортеры СПГ перенаправляют свое сырье на те рынки, где спрос и цены повыше. Именно недопоставки СПГ в страны Евросоюза из-за высоких цен на него в Азии еще больше усугубили энергетический кризис в Европе. Поэтому импортеры сжиженного газа в ЕС поняли, что на поставки СПГ в вопросе энергетической безопасности полагаться не стоит.
Таким образом, страны ЕС заговорили о новых соглашениях на поставки трубопроводного газа, из-за долгосрочного характера контрактов и гарантии бесперебойных поставок. Главным условием реализации новых контрактов в ближайшей перспективе и их рентабельности, несомненно, станет наличие налаженной трубопроводной инфраструктуры.
Азербайджанский газ в центре внимания
Поставки азербайджанского газа в Европу с конца прошлого года пришлись как нельзя кстати. Именно в период глубокого энергокризиса в ЕС страны, получающие газ по Трансадриатическому газопроводу (ТАР) смогли пережить дефицит энергии с минимальными убытками. Так, по словам управляющего директора TAP Луки Скиеппати, трубопровод помогает сдерживать рост цен на энергоносители, делая ситуацию в Италии менее критической, чем в остальной Европе.
О конкурентоспособности азербайджанского газа высказались и в Болгарии. Председатель Комиссии по энерго-водному регулированию (КЕВР) Болгарии Иван Иванов сообщил в конце октября, что цена на азербайджанский природный газ, поставляемый в Болгарию, в четыре раза ниже стоимости российского газа.
На фоне высокой заинтересованности в азербайджанском газе министр энергетики АР Парвиз Шахбазов в интервью Bloomberg заявил, что правительства и компании на востоке и юге Европы выразили заинтересованность в покупке газа в Азербайджане после того, как цены на топливо резко выросли.
"Мы поддерживаем контакты с существующими и потенциальными покупателями. Вероятность заключения новых договоров купли-продажи в будущем довольно высока", - заявил Шахбазов.
Кто они, потенциальные импортеры азербайджанского газа
Сегодня азербайджанский газ на постоянной основе по ТАР получают Греция, Италия и Болгария. По существующей магистрали азербайджанский газ удовлетворяет 17% потребности в газе в Греции, 10% в Италии и 33% в Болгарии. Кроме того, запросы на поставку газа по четырем выходам Азербайджан получил от Албании.
Среди других сторон, заинтересованных в покупке азербайджанского газа, числится Румыния. В июне текущего года министр энергетики этой страны Вирджил Даниэль Попеску заявлял, что Бухарест с лета 2022 года будет готов к поставкам азербайджанского газа из Болгарии.
Планируется, что строительство интерконнектора Болгария-Греция (IGB) будет завершено к июлю 2022 года, после чего магистральный газопровод (Вертикальный коридор) из Греции в Румынию через Болгарию начнет поставки азербайджанского газа в Румынию.
По IGB азербайджанский газ получит и Венгрия. После завершения строительства интерконнектора между Грецией и Болгарией доступ Венгрии к Южному газовому коридору (ЮГК) станет возможным, и страна начнет очередной раунд переговоров с Азербайджаном об объемах газа.
В очереди за азербайджанским газом стоит и Северная Македония. В мае страна подписала соглашение с Грецией об импорте азербайджанского газа путем реализации проекта объединения трубопроводов, соединяющих газовые сети двух балканских стран. Новый соединительный газопровод протяженностью 50 километров между Северной Македонией и Грецией будет построен греческим оператором DESFA. Соединитель свяжет греческую сеть магистральных трубопроводов на клапанной станции недалеко от северного портового города Салоники с македонской границей в Евзони. Здесь он соединится с недавно завершенным Трансадриатическим газопроводом, по которому газ из Азербайджана идет через Турцию, Грецию и Албанию в южную Италию.
Вслед за Северной Македонией азербайджанский газ получит и Сербия. Страна сможет импортировать газ по интерконнектору через Болгарию или Северную Македонию, строительство которых, как ожидается, будет финансироваться Европейским инвестиционным банком. Переговоры между Сербией и Азербайджаном по поставкам газа по ЮГК все еще продолжаются, и каждый раз официальный Белград заявляет о заинтересованности завершить строительство связующего газопровода в короткие сроки.
Кроме этих стран, периодически о своем желании диверсифицировать источники поставок газа при помощи азербайджанского голубого топлива выражали Словакия, Черногория и Молдова. А председатель Президиума Боснии и Герцеговины Шефик Джаферович заявил на VIII Бакинском Глобальном форуме, что Баку готов помочь Боснии и Герцеговине как можно скорее подключиться к Ионо-Адриатическому газопроводу, чтобы получать азербайджанский газ.
Азербайджан готов увеличить поставки
С начала газового кризиса в ЕС Азербайджан заявил о готовности увеличить добычу и поставки природного газа. Министр энергетики АР на прошлой неделе сообщил, что Азербайджану необходимы новые соглашения о продаже газа, прежде чем вкладывать средства в увеличение производства. По словам Шахбазова, новые возможности поставок газа будут обсуждаться в начале следующего года на ежегодном заседании Консультативного совета Южного газового коридора - платформы, объединяющей компании и правительства примерно из 20 стран.
Потенциальные проекты разработки включают третью стадию освоения стратегического газового месторождения "Шахдениз", крупнейшего в стране, а также блок месторождений "Шафаг-Асиман", сказал министр.
"В зависимости от спроса в Европе, Азербайджан может также предоставить Транскаспийский трубопровод для экспорта туркменского газа на запад. Для этого у нас должны быть новые контракты о купле-продаже", - сказал министр.