В отличие от Голливуда и западноевропейского кинематографа, советское кинопроизводство крайне редко баловало население страны острыми приключенческими лентами. Нет, детективы постоянно выходили на советские экраны, но они в основном рассказывали о рутинной работе советской милиции в моменты "когда кто-то, где-то у нас порой честно жить не хочет".
Конечно же, зарубежные детективы и приключенческие фильмы пользовались в СССР большим спросом. На фильмы с участием Ален Делона, Жан-Поля Бельмондо, Лино Вентуры, Жана Габена, Серджио Николаеску и других известных зарубежных актеров перед кассами советских кинотеатров выстраивались огромные очереди. Что и говорить, что о таком киножанре, как фильм-катастрофа, советские любители кинематографа узнавали только из критических статей наших киноспециалистов, которые камня на камне не оставляли от фильмов голливудского производства.
Но тем не менее, благодаря этим заметкам мы составляли свое мнение, сильно отличающееся от советской кинокритической мысли. Очень хотелось видеть шедевры этого жанра, такие как "Приключения "Посейдона", который снял в 1972 году Рональд Ним. Этот фильм получил два "Оскара" и в нем блистал великолепный актер Джим Хэкмен. Затем последовал "Ад в поднебесье" в 1974 году, поставленный Джо Гиллермином, который имел невероятный кассовый успех и не только. Эта лента-катастрофа, в которой снимались голливудские суперзвезды Стив Маккуин, Пол Ньюман, Фэй Данауэй, удостоился трех "Оскаров", а также премий BAFTA и "Золотой глобус".
Этот киножанр в те годы находился на подъеме, и вот наконец в 1979 году и в СССР решились снять фильм на эту тематику. Сделал это постановщик Александр Митта, который известен тем, что снимал свои картины в различных жанрах, и делал это с неизменным успехом. И на этот раз фильм "Экипаж", вышедший на экраны в конце семидесятых годов прошлого столетия, пользовался огромной популярностью в СССР. Этот первый фильм-катастрофа советского производства принес его создателям заслуженный фурор. История об экипаже авиалайнера и о том, как они вели себя в форс-мажорной ситуации, потрясла советских кинозрителей. Фильм был снят по блистательному сценарию Юлия Дунского, Валерия Фрида и самого режиссера, музыку к этой картине написал Альфред Шнитке. В фильме был собран великолепный актерский ансамбль - Георгий Жжёнов, Леонид Филатов, Екатерина Васильева, Александра Яковлева, Комаки Курихара, Олег Видов, Юрий Горобец.
Одну из главных ролей – второго пилота Валентина Ненарокова - блистательно сыграл Анатолий Васильев, народный артист России, которому сегодня исполняется 75 лет.
Анатолий Васильев в роли генерала Ивана Федоровича Епанчина в сцене из спектакля "Идиот" в театре имени Моссовета
© Sputnik / Владимир Федоренко
/ Родившийся в Нижнем Тагиле, свои ранние годы он провел ничем не отличающиеся от детства многих его сверстников советской провинции. Однако Толя очень любил музыку и в юношестве был заводилой вечеринок, где будущий артист, выучившийся к тому времени игре на гитаре, развлекал друзей песнями из репертуара легендарных "Битлз".
Казалось, что парень тянется к искусству и дальнейшая его судьба предопределена. Но, скорее всего из-за внешнего давления, Толя после окончания школы поступил в машиностроительный техникум. Однако быстро одумался и понял, что влечение к актерской профессии у него непреодолимо. Васильев уезжает из провинции в Москву и поступает в Школу-студию МХАТ, учебу в которой успешно заканчивает в 1969 году.
Сразу после этого начинает работать в знаменитом театре Сатиры. В 1973 году он в первый раз женится - на молодой и талантливой актрисе Тане Ицыкович, которая в дальнейшем, уже под его фамилией, стала знаменитой Татьяной Васильевой. Этот брак распался в 1983 году, а во второй раз Анатолий уже женился в 1991 году и благополучно живет со своей избранницей до настоящего времени.
Актёр Анатолий Васильев во время сбора труппы Театра имени Моссовета перед началом 97-го театрального сезона
© Sputnik / Владимир Федоренко
/ Васильев - прекрасный театральный актер. Он работал в театре Сатиры, в театре Советской Армии, в Театре имени Моссовета. Режиссеры, как и зрители, отдавали и отдают должное несомненным способностям Васильева, его истинно мужской фактуре, прекрасно поставленному голосу и незаурядному таланту. Анатолий Александрович с самого начала карьеры в первую очередь считал себя театральным актером. До настоящего времени он не меняет со своих убеждений, и готов расстаться с любым кинопроектом, если это будет мешать его работе в театре.
Что касается его работ в кино, то он снялся в нескольких картинах до "Экипажа". Наиболее запоминающаяся - роль Миколы Дымова в фильме великого Сергея Бондарчука "Степь".
Актёр Анатолий Васильев во время сбора труппы Театра имени Моссовета перед началом 97-го театрального сезона
© Sputnik / Владимир Федоренко
/ Но именно фильм-катастрофа Александра Митты сделал Анатолия Васильева очень популярным актером. Действительно, Васильев очень убедительно сыграл роль мягкого и глубоко порядочного Валентина, который в сложной ситуации готов пожертвовать собой ради других.
После этой роли режиссеры наперебой стали приглашать Васильева в свои картины. Но он не на все предложения откликался, и больше трудился на сцене. Тем не менее, Васильев снялся в более чем 50-ти кинопроектах. Отмечу его роль Шубникова в фильме "Корпус генерала Шубникова" и его сиквеле "Ворота в небо", Славу в "Любимой женщине механика Гаврилова", Фомина в "Надежде и опоре", комиссара Гарда в "Фирме приключений", Федора в "Дамском танго", живописца Модеста в "Захочу-полюблю", и в целом ряде других фильмов.
Особо хотел бы отметить его роли в сериале советского периода режиссера Прошкина "Михайло Ломоносов", где актер очень убедительно создал образ отца будущего гения российской науки, а также в фильмк Сергея Бондарчука "Борис Годунов", в котором Анатолий Васильев выступил в роли Петра Басманова. И, наконец, конечно же, его безусловная удача в роли Николая Кирсанова в экранизации Авдотьей Смирновой великого творения Тургенева "Отцы и дети".
В последние годы Анатолий Васильев был более известен широкой публике в образе дедушки Юры из мегапопулярного телепроекта "Сваты". Актер был неповторим в этой роли, однако, несмотря на то, что этот образ давал стабильный заработок, Васильев предпочел отказаться от участия в дальнейших сезонах проекта. Время, необходимое для съемок, он решил посвятить новым театральным проектам, в которых с большим успехом принимает участие, радуя своих поклонников. Анатолий Александрович в хорошей форме, и думается, что в будущем Васильев еще не раз своими блистательными работами в кино будет приводить в восторг любителей кинематографа.