Правовой спор между Польшей и ЕС продолжается. Брюссель, как известно, требует от Варшавы изменить свою судебную систему и оказать влияние на муниципалитеты, большинство которых не допускает на своей территории пропаганды идей ЛГБТ-сообщества, что крайне беспокоит Евросоюз. Однако, Польша, опираясь на свои выработанные веками религиозные и нравственные устои, отстаивает свои государственные и национальные интересы.
Однако, для того, чтобы оказать давление на Варшаву и на остальные "мятежные" страны, Евросоюз замораживает средства, выделенные для оказания помощи в восстановлении экономики из Фонда восстановления и устойчивости (ФВУ). Польша заинтересована в получении этих средств, которые составляют 57 миллиардов евро, а это значительная для Варшавы сумма. Тем не менее, Польша все же стоит на своем и считает, что такое давление ЕС на страну - прямое вмешательство в ее внутренние дела.
Очень активно Варшаву в этом противостоянии с Брюсселем поддерживает Будапешт. Как в Польше, так и Венгрии усилились разговоры о выходе этих стран из состава европейского альянса. Весомая часть населения этих стран возмущена вмешательством Брюсселя в их внутренние дела, и с каждым днем число авторитетных венгерских и польских политиков, призывающих к выходу их стран из ЕС, увеличивается. Это вызывает сильное беспокойство в Брюсселе, так как такой сценарий развития событий может подвигнуть и другие страны, являющееся членами ЕС, к выходу из этой организации.
Что касается Венгрии, то ЕС также задерживает представление этой стране 7 миллиардов евро и ФВУ, и объясняет свой шаг тем, что правительство страны во главе с премьер-министром Виктором Орбаном приняло законы против пропаганды ЛГБТ. Не устраивает Брюссель и другие действия Виктора Орбана, в числе которых называется якобы контроль на СМИ.
Чем закончится противостояние ЕС с Польшей и Венгрией?
Как было указано выше, выход этих стран из европейского альянса совершенно не устраивает Брюссель. Однако, разрыв с ЕС на данном этапе совершенно невыгоден Будапешту с Варшавой, потому что в таком случае они могут понести немалые экономические потери. Понятно, что Брюсселю будет выгодно сохранить эти страны в своем составе, но при этом в какой-то степени добиться хоть части своих требований, чтобы не потерять лицо. Официальные круги Польши и Венгрии в настоящий момент также не желают радикальных действий, но при этом не могут принять требования ЕС, так как это сильно воздействует на их авторитет внутри страны.
И дело тут не только в том, что эти страны не смогут получить помощь от ФВУ, а еще и в том, что экономика этих стран довольно сильно связана с ЕС, а пожертвовать своим развитием Венгрия и Польша, вряд ли, станут, - во всяком случае в обозримом будущем.
Наблюдается, что ЕС с одной стороны, и Будапешт с Варшавой с другой, заинтересованы в том, что найти общий язык. Но это будет возможным только в том случае, если Брюссель прекратит говорить с этими странами на языке ультиматумов. Безусловно, это в Брюсселе понимают и вероятнее всего будут вести кулуарные переговоры с официальными кругами Венгрии и Польши в целях достижения консенсуса.
Думается, что Варшава и Будапешт в противостоянии с ЕС проявляют завидную твердость не с целью выхода из альянса. Очевидно, они добиваются того, чтобы в странах-членах Евросоюза в решении внутренних вопросов приоритетом выступали законы их государств, а не было бы верховенства права ЕС.
Скорее всего, закулисные переговоры между Брюсселем, Варшавой и Будапештом уже идут, но вероятнее всего они могут затянуться. Брюссель может надеяться на то, что возможные изменения в политике этих странах, в частности, в Венгрии. В этой стране в следующем году должны пройти выборы, в результате которых могут произойти перемены во власти с вытекающими последствиями.
Накануне стало известно, что в Венгрии праймериз в оппозиции выиграл беспартийный Петер Марки-Зай. Этот политик, являющийся мэром городка Ходмезёвашархей, станет главным оппонентом Виктора Орбана на предстоящих выборах. Марки-Зай выиграл праймериз, оставив на втором месте Клару Добрев – представительницу Либерально-демократической оппозиции и вице-президента Европарламента. Позиции Виктора Орбана в Венгрии довольно прочны, но если и Марки-Зай победит, это вовсе не означает, что он кинется сразу выполнять установки Брюсселя. Марки-Зай известен, как добрый католик и консерватор, поэтому ему явно не придутся по нраву требования ЕС. Одно то, что он опередил на праймериз Клару Добрев, уже говорит о предпочтениях венгерского общества. Марки-Зай может бороться с Орбаном, но вовсе не ради ценностей, проповедуемых Брюсселем.
Вместе с этим, для ЕС будет благодарным делом ждать выборы и надеяться на изменения в той или иной стране. Лидер итальянских евроскептиков Маттео Сальвини вкупе с соратниками с каждым днем наращивает свою популярность в стране. Этот политик известен своей непримиримой позицией в отношениях с Евросоюзом. Во Франции, слабейший за всю историю Пятой республики президент Эммануэль Макрон, своими неудачами поставил под сомнение возможный успех на президентских выборах. А лидер "Национального объединения" Марин Ле Пен медленно, но верно завоевывает умы и сердца французов. А Марин Ле Пен особой любви к европейскому альянсу не испытывает, хотя в последнее время избегает радикальных заявлений. Но это скорее всего вызвано предвыборной тактикой.
В Германии уходит с поста канцлера Ангела Меркель - политик, который долгое время цементировал Евросоюз. Независимо от того, кто станет новым канцлером ФРГ, вряд ли, этому политику будет под силу делать в ЕС то, что долгое время проводила фрау Меркель. Список стран и их внутренних политических баталий можно продолжить, но четко видится, что в Европе нет единства и нет лидера, который мог бы сплотить вокруг себя сомневающихся.
В такой ситуации можно со всей очевидностью предположить, что ЕС, Венгрия и Польша предпочтут договориться. Начнутся серии уже официальных консультаций, которые будут длиться долго, но все же должны закончиться обязательным компромиссом.