БАКУ, 12 авг — Sputnik. Сегодня, 12 августа, отмечается Международный день Каспийского моря – транспортно-логистической и энергетической артерии региона.
Начавшееся сразу после распада СССР сотрудничество на Каспии между пятью странами – Азербайджаном, Россией, Туркменистаном, Ираном и Казахстаном – сегодня имеет более четкие черты и выраженные цели.
Первый Каспийский саммит, который состоялся в 2002 году, имел скорее политический характер и был направлен на решение правового статуса Каспия и политических вопросов стран-участниц. Далее форум проходил раз в несколько лет, и на пятом саммите в 2018 году страны решили поменять формат встреч и перевести акцент на экономическое сотрудничество. Так и зародился Каспийский экономический форум, первое заседание которого прошло в 2019 году в столице Туркменистана Ашхабаде.
Первый Каспийский экономический форум
Повестка Первого Каспийского экономического форума включала актуальные вопросы международного взаимодействия, привлечения иностранных инвестиций и технологий в различные отрасли государств региона, обсуждение перспективных совместных проектов.
В рамках форума обсуждались вопросы развития торгово-экономического, транспортного сотрудничества, создание условий для крупных проектов. Кроме того, прошли дискуссии о роли экономики Каспийского региона в глобальном контексте.
Одним из важных итогов форума в Ашхабаде стала договорённость Баку и Ашхаба о совместной разработке некогда спорного газового месторождения на Каспии "Достлуг". В январе текущего года было принято решение строить газопровод по дну моря. Ожидается, что углеводороды с месторождения, запасы которого оцениваются до 200 миллионов тонн нефти и до 100 миллиардов кубометров природного газа, будут поставляться на европейские рынки по имеющейся инфраструктуре через территорию Азербайджана и Турции.
Транспорт в центре внимания
Как на прошлом, так и в последующих форумах, одной из основных тем обсуждения останутся транспортные и логистические коридоры, которые будут проходить через Каспийское море. Так, Каспий является частью проекта "Восток-Запад", доля которого проходит по Каспию и имеющейся на море логистической инфраструктуре. Кроме того, Каспий рассматривается также как часть проекта "Север-Юг", призванного соединить индийские порты с российскими и северными рынками.
В рамках этих проектов и для дальнейшего развития транспортного потенциала Каспийского региона каждая из стран проводит модернизацию и расширение своих портов. Так, Азербайджан, к примеру, проводит работы по развитию Бакинского морского порта, который является важным звеном на перекрестке международных перевозок.
Среди планируемых работ - расширение инфраструктуры для контейнерных грузов и их обслуживания. Планируется модернизация инфраструктуры под контейнерные перевозки для более оперативного обслуживания. Также порт будет предоставлять сервисные услуги (электрические и мониторинговые) для холодильных контейнеров. Эти проекты направлены на увеличение устойчивости и потенциала Бакинского порта, а также повышение доверия международных организаций.
Иран и статус Каспия
Иран - фактически единственная страна Каспия, которая до сих пор не ратифицировала статус Каспийского моря, который был утвержден 12 августа 2018 года. Такая позиция Тегерана, на самом деле, тормозит развитие сотрудничества "Каспийской пятерки", а также откладывает реализацию ряда проектов в Каспийском регионе. Но с приходом к власти в ИРИ консерваторов у стран Каспия появилась надежда на то, что Тегеран откажется от своей позиции и ратифицирует договор о статусе моря.
Надежда на это укрепилась после слов посла Ирана в Москве Казема Джалали, о том, что ИРИ изучит вопрос ратификации Конвенции о правовом статусе Каспийского моря.
"Процесс ратификации идет полным ходом, в настоящее время наше правительство рассматривает документ, и после рассмотрения он будет представлен в парламент для ратификации", — заявил Джалали.
Читайте также:
Азербайджан и Туркменистан "сверили часы" по месторождению "Достлуг"
Эксперты о сотрудничестве на Каспии: взаимные инвестиции, транзит и "зеленая энергия"
Нужны совместные инвестиции – эксперт об экономическом сотрудничестве на Каспии