Повышение в последнее время в Азербайджане цен на бензин марок "Премиум" и "Супер" и объяснение этого процесса официальными лицами - подорожание импортируемого топлива - вызывают у рядового обывателя закономерный вопрос: почему, добывая нефть, Азербайджан не перерабатывает ее в объемах, которые позволят отказаться от ввоза?
Если ознакомиться со статистикой Государственного таможенного комитета АР за пять первых месяцев 2021 года, можно заметить, что около 90% потребляемого в стране автомобильного топлива ввозится в страну, при этом значительная часть импорта приходится на Россию. А если еще учесть возможность запрета на экспорт бензина из РФ, о применении которого говорят в российском правительстве, ситуация с рынком в Азербайджане становится еще менее предсказуемой.
Один НПЗ, и тот ждет модернизации
В Азербайджане на сегодняшний день действует всего лишь один нефтеперерабатывающий завод – НПЗ имени Гейдара Алиева, который был построен в 1976 году. С тех пор завод модернизировался шесть раз, последнее обновление началось в 2020 году и до сих пор не завершилось.
До модернизации Бакинский НПЗ полностью покрывал внутренний спрос на бензин марки АИ-92, на который приходится наибольшая доля внутреннего потребления. В период с января по июль 2020 года на нефтеперерабатывающем заводе было произведено 715,9 тысячи тонн бензина АИ-92, из которых ежемесячно на экспорт поставлялись в среднем 20-25 тысяч тонн бензина. После закрытия НПЗ на модернизацию в августе 2020 года прекратился экспорт бензина марки АИ-92, и страна почти полностью перешла на импорт автотоплива.
Планы по строительству новых НПЗ были – но успехом не увенчались
По словам главы азербайджанского Центра нефтяных исследований Caspian Barrel Ильхама Шабана, установки, которые распложены на Бакинском нефтеперерабатывающем заводе, не позволяют производить высокооктановый бензин марок АИ-95 ("Премиум") и АИ-98 ("Супер").
"До 2014 года в Азербайджане производился бензин марки АИ-95 и поставлялся на местный рынок – это на самом деле был бензин АИ-92, в который добавляли присадки, временно повышавшие октановое число", - рассказал Sputnik Азербайджан Шабан.
По словам эксперта, еще в 2008 году по поручению главы государства правительство подготовило проект модернизации Бакинского НПЗ, но при этом были допущены ошибки в подсчете стоимости проекта и сроках реализации.
"Правительству было дано поручение со стороны главы государства еще в мае 2008 года о том, чтобы вывести два бакинских НПЗ, и нефтехимический завод "Азернефтяг", на котором производились масла и смазочные материалы, за пределы города. Это было правильным решением, так как такого рода промышленные объекты должны находиться за пределами города", - сказал эксперт.
В результате Госнефтекомпания Азербайджана выбрала удачное место, которое располагалось недалеко от нефтяного терминала, откуда можно было качать нефть прямо на завод, уменьшая транспортные расходы. Там планировалось создать нефтехимический комплекс, который включал бы в себя нефтепереработку, газопереработку и объекты химической промышленности, сказал Шабан.
"У нас единственный газоперерабатывающий завод был построен в 1960 году. Он функционировал на полную мощность уже в 1961 году. То есть заводу уже 60 лет. На нем по советской технологии производилась сушка добытого газа, в результате из газа отделялись различные химические элементы и производился чистый метан для потребителей. Максимальный срок эксплуатации газоперерабатывающего завода составлял 40 лет, и я помню, в 2000-х годах британская компания проводила экспертизу этого завода и дала заключение – завод не подлежит модернизации, необходимо построить новый", - рассказал эксперт.
Средств на новый НПЗ не было, поэтому модернизировали старый
И тогда, по словам Шабана, был предложен проект крупного нефтеперерабатывающего и нефтехимического завода, и объем переработки НПЗ планировалось обеспечить на уровне 10 миллионов тонн ежегодно.
"Тут и есть загвоздка - потребление на внутреннем рынке Азербайджана (бензин, дизельное топливо и авиакеросин) составляет 2,5 миллиона тонн. В дальнейшем потребление могло бы вырасти максимум до трех миллионов тонн, и чтобы по новой технологии получить три миллиона тонн, достаточно было построить завод с объемом переработки 4,5-5 миллионов тонн", - отметил Шабан.
Учитывая расходы на строительство такого масштабного нефтехимического комплекса, которые оценивались на уровне 20 миллиардов долларов, правительство в конце концов решило не строить новый завод, а модернизировать старый НПЗ.
"Планировалось, что модернизация завода обойдется в 800 миллионов долларов. В итоге в 2018 году узнали, что необходимо три миллиарда долларов и модернизация завершится в 2021 году. Потом стало известно, что после модернизации к 2022 году будет выпускаться дизельное топливо, к 2023 году – бензин марки АИ-98", - сказал эксперт.
По его словам, ожидается, что на Бакинском НПЗ будет построено 17 новых блоков и после модернизации завод может прослужить еще 20-25 лет.
Тренд на зеленую энергию исключает строительство нового НПЗ
По словам депутата Милли Меджлиса Расима Мусабекова, строить новый НПЗ в Азербайджане нерационально, с учетом того, что сейчас мир переходит на "зеленую энергетику" и многие страны планируют запретить выпуск автомобилей с двигателем внутреннего сгорания.
"Нет смысла заниматься тем, чтобы строить новый НПЗ, который через десять лет будет введен в строй, а большинство автомобилей к тому времени уже перейдут либо на электрические, либо на гибридные двигатели. Так что новый НПЗ в Азербайджане не строится, в этом нет необходимости", - рассказал Sputnik Азербайджан Мусабеков.
По словам депутата, существующий нефтеперерабатывающий завод модернизируется и, скорее всего, модернизация будет завершена в этом году.
"Что же по поводу роста цены на топливо, то он касается в первую очередь бензина марок АИ-95 и АИ-98. Бензин этих марок импортируется. Из-за того, что в мире с начала года наблюдается рост цен на энергоресурсы, в частности нефть, понятно, что растет стоимость и импортируемых сортов бензина на внутреннем рынке. Владельцам дорогих автомобилей, которые используют эти марки топлива, не очень обременительно то подорожание, которое сегодня наблюдается", - отметил Мусабеков.
Необходимо ускорить процесс модернизации НПЗ
По словам другого депутата парламента Вюгара Байрамова, очень важно в Азербайджане наладить производство бензина по стандартам Евро-5.
"Азербайджан может производить бензин марки АИ-92, и он не соответствует стандартам Евро-5. Мы предлагаем ускорить процесс начала производства бензина марки АИ-95 потому что сегодня главная цель - не зависеть от импорта бензина, соответствующего стандартам Евро-5", - сказал Байрамов Sputnik Азербайджан.
В этом направлении, по словам депутата, ведутся работы и желательно, чтобы они были ускорены и был положен конец зависимости страны от импорта топлива.
Байрамов также отметил, что, учитывая к тому же волатильность на нефтяном рынке и рост цен на бензин по всему миру, необходимость в производстве бензина марки АИ-95 и АИ-98 в Азербайджане становится очевидной.
Читайте также:
Нефть польется рекой: выгодно ли новое соглашение ОПЕК+ Азербайджану?
Новак о решении ОПЕК+: рынок нефти восстанавливается
Договорились: участники ОПЕК+ продлили соглашение об ограничении добычи нефти