Новости

Что принесет региону и Турции канал "Стамбул"

В преддверии начала строительства канала "Стамбул" Sputnik Азербайджан решил узнать у экспертов, как отреагируют на реализацию этого проекта в регионе.
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен

В Турции 26 июня должна пройти церемония начала строительства канала "Стамбул".

По информации местных СМИ, на церемонии будет присутствовать президент страны Реджеп Тайип Эрдоган. Он примет участие в закладке фундамента одного из шести мостов через будущий канал.

Каким будет новый канал

Турецкий лидер 16 апреля объявил, что строительство канала "Стамбул" начнется в июне. Ранее, выступая в Президентской национальной библиотеке в Анкаре, Эрдоган говорил, что проект канала "Стамбул" не имеет никакого отношения к Конвенции Монтре и придаст Анкаре "чувство спокойствия и комфорта".

Эрдоган раскрыл также некоторые подробности проекта. Так, предполагается, что канал сможет пропускать около 160 судов в день, включая танкеры дедвейтом до 300 тысяч тонн. По маршруту новой водной артерии у ее берегов будет заложен жилой район численностью населения до 500 тысяч человек.

Через пролив Босфор, который имеет допустимую пропускную способность в 25 тысяч судов в год, в настоящее время следуют около 40-42 тысяч судов в год. Для того, чтобы проплыть через Босфор, им приходится ждать около недели.

Sputnik Азербайджан поинтересовался у экспертов, каковы реальные перспективы строительства канала "Стамбул", и как остальные страны бассейна Черного моря отнесутся к новому проекту Эрдогана.

Решение по проекту принято бесповоротно

Строительство канала "Стамбул" абсолютно реально, потому как это вопрос исключительно политической воли президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана, считает аналитик Центра политической информации Иван Пятибратов.

"Оппозиционные силы в Турции действительно активно выступают против строительства нового канала, но их выступления либо полностью игнорируются, либо самим же Эрдоганом порицаются. Против строительства выступили чуть больше сотни турецких адмиралов-ветеранов. Об этом написали СМИ, на это отреагировал сам Эрдоган, но изменилось ли что-то в общем контексте? Нет. О строительстве канала "Стамбул" продолжают говорить, как о проекте, решение по которому принято окончательно и бесповоротно", - сказал эксперт.

Пятибратов отметил также, что с технической точки зрения канал без сомнений реализуем, хотя и вызывает опасения относительно своей экологичности. По его словам, заявлено, что под действие Конвенции Монтре в части свободного прохода торговых судов новый канал не подпадет. Соответственно, контроль торгового потока по нему будет полностью во власти Турции, то же касается и стоимости использования нового канала для торговых судов.

Экономическая выгода "Стамбула"

"В силу этого у многих есть сомнения в целесообразности нового канала в целом: если через Босфор трафик никак ограничиваться не будет, то зачем, собственно, "Стамбул"? Но тут, как мне кажется, все просто: дополнительный канал позволит как минимум увеличить товаропоток, проходящий через Стамбул. А это выгодно не только самой Турции, но и поставщикам, которые смогут более эффективно наладить свою логистику", - считает собеседник Sputnik Азербайджан.

Проходимости Босфора в последнее время просто недостаточно, а простой товаров в очередях – это потерянные деньги. Так что именно с экономической точки зрения данное строительство будет полезно в том числе и для третьих стран. А для самой Турции – подавно, считает Пятибратов.

Политические аспекты проекта

По словам эксперта, не стоит также игнорировать и безусловно политический характер данного проекта. Босфор, согласно Конвенции Монтре, - пролив международный, и находится не столько под контролем Турции, сколько под ее надзором.

Безболезненно нарушить Конвенцию по Босфору Турция не сможет. Соответственно у Эрдогана возникло логичное желание сделать канал-дублер, который полностью был бы в юрисдикции Турции. Это укрепит суверенитет страны, что особенно важно в свете амбиций Эрдогана на самостоятельную и активную международную политику. Это ярко демонстрируют недавние действия Турции на международной арене", - сказал Пятибратов.

Что касается того, как остальные страны региона отреагируют на строительство нового канала на Босфоре, эксперт отметил, что особого восторга в России по данному вопросу ожидать не стоит. Чисто с геополитической точки зрения усиление какого-либо из черноморских государств, в том числе и Турции, меняет баланс сил в регионе. Соответственно для России это потенциально несет угрозу, считает он.

"Думается мне, в поддержке или разрешении России в этом вопросе нет необходимости. Больше всего сейчас переживают насчет того, изменится ли режим пребывания военных судов в акватории Черного моря. Но, как говорят в МИД РФ, строительство канала "Стамбул" никоим образом не влияет на конвенцию Монтре в пунктах, касающихся военных судов и военного присутствия. Поэтому я бы сказал, что отношения России и Турции из-за данного строительства ухудшиться не должны, но общая напряженность в регионе безусловно вырастет", - сказал Пятибратов.

Черноморский регион в выигрыше

Другого мнения в этом вопросе придерживается профессор экономического факультета турецкого университета "Ататюрк", эксперт по экономике Керем Карабулут, который считает, что канал "Стамбул" будет выгоден для всех стран Черноморского региона, так как повысит значимость региона в международной логистике.

По его мнению, проект будет содействовать разгрузке Босфорского пролива и уменьшит трафик в этом проливе.

"Ясно, что в перспективе вырастет интерес к Босфорскому проливу и к Черному морю в целом, так как крупные грузовые суда смогут переплыть пролив через канал "Стамбул", не ожидая очереди", - считает Карабулут.

По его словам, проект также способствует развитию экономики Турции, так как создает новые рабочие места, по обе стороны от канала будет заложен новый жилой район, что способствует разгрузке центра Стамбула.

"Несомненно, территория вокруг канала "Стамбул" станет новым центром туризма в городе, что также положительно скажется на этой сфере экономики страны", - сказал турецкий эксперт.

По словам эксперта, пока неизвестно, какой будет судьба проекта и какие еще скандалы разразятся вокруг него, но учитывая то, что Эрдогану несвойственно отступать от своих решений, канал будет построен, несмотря ни на что.

Читайте также: