Министры иностранных дел России и Беларуси Сергей Лавров и Владимир Макей обсудили по телефону ситуацию вокруг инцидента с экстренно севшим в Минске самолетом авиакомпании Ryanair.
Главы МИД подчеркнули необходимость всестороннего и объективного расследования произошедшего.
В Минске еще раз подтвердили готовность к открытому взаимодействию с соответствующими международными структурами, включая предоставление им всей необходимой достоверной информации. Москва считает такой подход белорусских коллег разумным.
Что произошло с самолетом Ryanair в Минске
Летевший из Афин в Вильнюс 23 мая самолет Ryanair экстренно сел в аэропорту Минска из-за сообщения о минировании. При проверке документов пассажиров севшего борта выяснилось, что на нем летел Роман Протасевич – экс-главный редактор Telegram-канала Nexta, признанного в Беларуси экстремистским.
Против него уже возбуждено уголовное дело по нескольким статьям, включая "организацию массовых беспорядков". Оппозиционер сразу же был задержан, ему может грозить до 15 лет лишения свободы.
Что думают в Кремле об инциденте
Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков, отвечая на вопрос о том, не считают ли в Кремле, что посадка самолета Ryanair подвергла опасности жизни граждан РФ, находившихся на борту, заявил, что "нет, не считают".
"Если мы правильно понимаем, было сообщение о существовании определенной угрозы на борту. И в соответствии с международными правилами необходимые алерты были сделаны. То есть в целом могла бы быть угроза для жизни не только российских граждан, но всех людей, которые находились на борту. И для того, чтобы эту угрозу минимизировать, были, как утверждается, приняты определенные действия со стороны диспетчеров", - сказал он журналистам.
Песков также ответил на вопрос о том, как в Кремле смотрят на задержание российских граждан на территории Беларуси и, в частности, россиянки Софии Сапеги – девушки Протасевича. По его словам, Россия и Беларусь как союзные государства имеют оперативно работающие механизмы взаимодействия, которые позволяют быстро разрешать инциденты, связанные с задержанием граждан.
Консул России накануне уже встретился с родителями Сапеги, им был рекомендован адвокат. Кроме того, российские дипломаты рассчитывают в скором времени получить консульский доступ к задержанной.
Закрытое небо над Беларусью и запрет для "Белавиа"
Страны Евросоюза осудили инцидент с лайнером Ryanair и высказались за введение дополнительных санкций в отношении Беларуси. В частности, лидеры страны ЕС призвали запретить полеты белорусского авиаперевозчика "Белавиа" в воздушном пространстве Евросоюза, а также избегать перелетов над Беларусью.
Первой в Европе принимать белорусские самолеты отказалась Великобритания. С 25 мая авиасообщение с Беларусью прекратила Литва, заявив, что не будет пропускать рейсы, пересекшие территорию РБ.
Также 24 мая немецкая авиакомпания Lufthansa заявила, что временно приостанавливает полеты в белорусском воздушном пространстве, аналогичное заявление сделали французский и финский авиаперевозчики Air France и Finnair.
25 мая о прекращении перелетов через воздушное пространство Беларуси заявили австрийская авиакомпания Austrian Airlines, польская LOT, сингапурская Singapore Airlines, нидерландская компания KLM, шведская SAS. "Белавиа" уже отменила рейсы в Париж и Лондон (с 25 мая по 30 октября), в Вильнюс (до 26 июня).
Что потеряет Беларусь
Авиакомпания "Белавиа" окажется в очень тяжелом положении – ценность полета в Минск сводится к нулю, считает главный редактор портала Avia. ru Роман Гусаров.
Белорусский перевозчик, отмечает он, лишается возможности развозить россиян в третьи страны, граждан Украины в Россию, европейцев через аэропорт, ставший крупным региональным хабом, по разным направлениям.
"Возможно, истерии не поддадутся курортные страны. Турция, Египет и другие будут принимать борта "Белавиа" и других перевозчиков из Минска", - прогнозирует эксперт в интервью тг-каналу Sputnik Ближнее зарубежье.
Что потеряет Европа
Европейским авиакомпаниям придется облетать территорию Беларуси севернее, уточнил Роман Гусаров. Это касается полетов в Россию и страны Азии. Хуже всего будет сопредельным странам, таким как Польша — из Варшавы в Москву придется лететь по кругу. Из Риги на юг — либо через Россию, либо через Восточную Европу.
Эксперт напомнил, что небо Беларуси было основным транзитным маршрутом между Москвой и Европой. Польша может закрыть воздушную границу с Беларусью для всех стран. И российским бортам придется делать приличный облет – это тоже время и деньги.
"Запретить России летать в Минск никто не сможет – это суверенное право государства. Это как с полетами в Крым. Позиция ICAO (Международной организации гражданской авиации): мы не проводим границ, не определяем юрисдикций, только обеспечиваем безопасность", - констатировал Гусаров.
Что потеряет Украина
С 26 мая прекращает авиасообщение с Беларусью и Украина. Украинским авиакомпаниям и самолетам будет запрещено выполнять полеты в воздушном пространстве республики.
Пока президент Зеленский принимал политическое решение, украинский парламентарий Евгений Шевченко посчитал экономический ущерб этого шага.
По его информации, в 2020 году было совершено 10,5 тысяч транзитных авиаперелетов белорусских авиакомпаний, практически 7,5% всего траффика в небе Украины.
"Это довольно значимые величины, так как в прошлом году из-за пандемии COVID-19 воздушный траффик в нашей стране упал на 50%. Ежемесячный пассажиропоток в направлении Беларуси составляет 10-12 тысяч. Падение выручки (дохода) украинских аэропортов вследствие решения КМУ - минимум 10%", - прогнозирует Шевченко.
Уверен он, что подорожают и билеты: "облет" Беларуси через страны Балтии сделает их дороже минимум на 30-40%.
"Я критически отношусь к подобному решению. Это как раз тот случай, когда политика прежде всего. И это не про людей, и не для людей. Наземное и ж/д сообщение не закрыто. Запрет только на авиа", - констатировал он.
По словам Шевченко, принимая решение о запрете авиаперелетов, политики забыли, что самолетами в Минск летают не только туристы и коммерсанты, но и огромное количество украинцев, которым требуется сложное и срочное лечение.
"Эти люди зачастую физически не могут ехать в точку назначения поездом или машиной - только самолет. В их случае необходимость пересадки с рейса на рейс, плюс самое незначительное подорожание билетов может лишить людей последнего шанса получить лечение и выжить", - заключил парламентарий.
Для кого закрывала небо Европа
Одной из первых свой протест заявила Австрия, при том, что в 2013 году была в схожей ситуации. Тогда в Вене вынужденно сел самолет президента Боливии Эво Моралеса. Для него закрыли небо Франция и Португалия, боясь, что на борту может быть бывший агент ЦРУ Эдвард Сноуден, обвиняемый в США в разглашении государственной тайны. Кстати, самолет обыскали, но Сноудена не нашли.
"Либо должно шокировать всё: от принудительных посадок в Австрии самолёта президента Боливии по запросу США и на Украине после 11 минут взлёта белорусского борта с активистом Антимайдана. Либо не должно шокировать аналогичное поведение других", - убеждена официальный представитель МИД России Мария Захарова.
Она считает, что "использование информационно-политических кампаний для формирования через СМИ соответствующего восприятия уже должного эффекта не приносит - сеть помнит все случаи насильственных похищений, принудительных посадок и незаконных арестов, произведённые "блюстителями порядка и хранителями морали".
А глава Роскосмоса Дмитрий Рогозин вспомнил о воздушных инцидентах, приключившихся с ним в 2014 и в 2017 годах, и реакции ряда стран Евросоюза на это.
"Польша и Румыния давно занимаются воздушным пиратством. Иначе такие опасные и незаконные действия не назовешь", - написал Рогозин, говоря о полете российской правительственной делегации в Кишинев летом 2017 года по приглашению главы этой страны, когда из-за запрета на пролет самолета через их территорию лайнер приземлился в Минске.
"И это при том, что по дипломатическим каналам власти стран, над которыми проходил маршрут полета, были заранее осведомлены о визите делегации правительства России", - написал Рогозин.
Кроме того, глава Роскосмоса вспомнил и о другом инциденте со своим участием после включения в санкционный список ряда западных стран в 2014 году. Тогда попытку принудить правительственный самолет совершить посадку на своей территории с целью "арестовать санкционного политика" предприняли Румыния и Болгария. На тот момент Рогозин занимал пост вице-премьера и находился под санкциями США и ЕС. При этом Польша, Украина и Венгрия вовсе закрыли для него воздушное пространство (он возвращался из Приднестровья).
Читайте также:
- Инцидент с авиарейсом Ryanair: закроют ли воздушное пространство Беларуси
Небо Азербайджана открыто для белорусских авиакомпаний