В послевоенное время мировой кинематограф существенно и качественно преобразился. Молодые талантливые режиссеры уверенно меняли киноязык экранных повествований, убедительно предлагали новую динамику и ритмику фильмов, удачно раскрывали перед зрителями такие темы, к которым довоенное кино не обращалось.
Даже используя как будто бы старые сюжеты, режиссеры раскрывали их в совершенно в новых трактовках, что делало их картины не только очень востребованными зрителями, но и поднимали их уровень до самых высоких вершин киноискусства. Именно в это время возник знаменитый итальянский неореализм, получивший заслуженное признание в мире, большой скачок в своем развитии сделало французское кино, британские кинематографисты также начали прибегать к новым веяниям, серьезное развитие в сфере кино наблюдалось у стран Восточной Европы.
Советские кинематографисты не стояли в стороне от этого развития. Во второй половине пятидесятых и в первой половине шестидесятых годов прошлого столетия начали свою карьеру множество советских кинорежиссеров, которые своими фильмами прославили кинематограф своей страны. Приведу только часть этих славных имен: Сергей Бондарчук, Михаил Калатозов, Андрей Тарковский, Станислав Ростоцкий, Эльдар Рязанов, Марлен Хуциев, Георгий Данелия… В эту славную когорту гениальных советских режиссеров по праву входит Григорий Наумович Чухрай, столетие которого сегодня отмечает весь кинематографический мир.
Не берусь говорить о молодом поколении любителей кино, но уверен, что старшее и среднее поколение киноманов любят картины Чухрая и отдают должное его гению как режиссера-постановщика.
Родился он в 1921 году в Украине. После развода родителей в 1924 году он остался с матерью. Семья по разным причинам часто переезжала. Отмечу, что некоторое время Григорий вместе с матерью жил и в Баку. Однако спустя некоторое время они возвратились в Украину, где мать во второй раз вышла замуж.
Учиться на кинорежиссера Григорий Чухрай стал только после войны, во время которой служил в воздушно-десантных войсках, проявлял отменную храбрость и доблесть и был за это награжден орденами и медалями. Им восхищался Эльдар Рязанов, учившийся во ВГИКе в одно время с Чухраем. Великий комедиограф в своих воспоминаниях отмечал, с каким уважением относились к Чухраю более молодые и не участвовавшие в войне студенты. И вспоминал, что был потрясен тем, с каким упорством орденоносец постигал секреты искусства кино. А учителя у Чухрая были отменные - он был на курсе таких гигантов режиссуры, как Михаил Ромм и Сергей Юткевич.
В 1953 Чухрай окончил ВГИК и одно время работал в Киеве на киностудии Довженко, но уже с 1955 года был зачислен режиссером в штат "Мосфильма".
У каждого человека наверняка есть своя топ-десятка или двадцатка лучших на его взгляд фильмов, которые он сумел просмотреть. Я большой поклонник кинематографа и за свою уже не короткую жизнь повидал очень большое количество кинофильмов. Так вот, в моей топ-десятке находится картина Григория Чухрая "Сорок первый", а в двадцатке прибавляется еще один фильм этого гениального режиссера - "Баллада о солдате".
Талант Чухрая был сразу замечен широкой кинематографической общественностью, с первого же его фильма "Сорок первый" в 1956 году. Дебютный фильм Григория Чухрая про гражданскую войну был снят им по одноименной повести Бориса Лавренева. Начальство не хотело выпускать ленту на экраны, опасаясь, что он в хорошем свете показывает белогвардейцев. Но фильм посмотрел Никита Хрущев и он ему очень понравился. Картина была отправлена на Каннский кинофестиваль, где была отмечена специальным призом.
На мой взгляд, "Сорок первый" - это шедевр на все времена. Сделана картина очень убедительно, а сотрудничество Григория Чухрая с гениальным кинооператором Сергеем Урусевским сделало этот фильм настолько пронзительным, что даже гений кино Чарли Чаплин очень высоко оценил эту картину.
Отмечу, что у Чухрая очень небольшая фильмография. Он снял всего шесть полнометражных художественных фильма. Однако каждый его фильм становился явлением в кино. Его картины неоднократно принимали участие в конкурсных просмотрах и получали награды самых авторитетных кинофестивалей мира. Чухрай получал призы Каннского кинофестиваля, Московского кинофестиваля, был номинирован на "Оскар"
Второй фильм Чухрая, "Баллада о солдате", также получил всемирную популярность. В этой картине в главных ролях дебютировали такие актеры, как Владимир Ивашов и Жанна Прохоренко. В ролях второго плана и даже в эпизодах этого фильма снимались такие великие мастера, как Николай Крючков, Евгений Урбанский, Евгений Евстигнеев, Георгий Юматов, Лев Борисов и дргие. "Баллада о солдате" получила две премии Каннского фестиваля, приз Британской киноакадемии BAFTA, всего более 100 наград.
Потом было "Чистое небо", где главные роли играли Евгений Урбанский и великая театральная актриса Нина Дробышева, для которой эта главная роль оказалась единственной в кинокарьере.
А в 1964 году Чухрай снимает замечательный фильм "Жили были старик со старухой". Про пожилую чету, которые на исходе жизни стали погорельцами и решили поселиться у дочери в Заполярье. Казалось бы, бесхитростный сюжет, но как глубоко режиссер сумел нам рассказать о нравственных принципах, о простой человеческой порядочности, которая на удивление стариков оказывается большим дефицитом.
И этот фильм Чухрая был отмечен Каннским кинофестивалем и получил множество наград, как, впрочем, и все остальные фильмы это гениального постановщика.
В 1977 году Чухрай снимает трагедию "Трясина". Фильм о женщине, которая, потеряв старшего сына в войне, укрывает от мобилизации своего младшего, делая его дезертиром. Главную роль в этом фильме сыграла великая Нонна Мордюкова. С большим трудом эта картина вышла на экран, поскольку цензоры утверждали, что фильм порочит репутацию советского солдата-победителя.
Несмотря на то, что Григорий Чухрай занимал высокие посты как на киностудии "Мосфильм", так и в Союзе кинематографистов, его картины всегда встречали отпор у советской цензуры. Может быть именно из-за этого Чухрай снимал редко, поскольку не хотел жертвовать своими нравственными принципами.
Ведь все его фильмы, как и последний итальяно-советский "Жизнь прекрасна", снятый им в 1980 году, открыто говорят о незыблемых нравственных ценностях человечества, которыми нельзя поступиться ни в коем случае. В последнем художественном фильме Григория Чухрая были заняты итальянские звезды кинематографа Джанкарло Джанини и Орнелла Мути, а также выдающиеся советские актеры Евгений Лебедев, Регимантас Адомайтис, Отар Коберидзе, Юозас Будрайтис.
Григорий Чухрай был великолепным педагогом и, преподавая во ВГИКе и на Высших режиссерских курсах, дал путевку в кино многим блистательным постановщикам. Он был крупным организатором: руководя Экспериментальным творческим объединением "Мосфильма", дал возможность раскрепощенно работать многим свои коллегам. Именно во время его руководства объединением были сняты такие шедевры, как "Раба любви" Никиты Михалкова, "Табор уходит в небо" Эмиля Лотяну, "Не горюй" Георгия Данелия, "Иван Васильевич меняет профессию" Леонида Гайдая, "Белое солнце пустыни" Владимира Мотыля.
Григорий Наумович Чухрай прожил долгую и насыщенную жизнь. Общепризнанный мэтр мировой кинорежиссуры умер в 2001 году, на 81 году своей славной жизни. Он снял шесть художественных фильмов, целых шесть шедевров, которые навсегда вошли в сокровищницу не только советского, но всего мирового кинематографа.
Читайте также:
- Неповторимая Мальвина: памяти Татьяны Проценко
- Сергей Никоненко: от пионервожатого до "Классика"
- "Крик" души: короткая, но славная жизнь Джейхуна Мирзоева
- Курт Рассел: потрясающая харизма и выдающийся талант перевоплощения
- Ирина Алферова: одна из самых красивых актрис советского кино
- Владимир Гостюхин: все начиналось с "Восхождения"