В Северной Ирландии бушуют страсти: погромы и митинги вылились в ожесточенные столкновения с полицией, которые наблюдались на прошлой неделе. Волнения несколько стихли после вести о смерти принца Филиппа, супруга королевы Елизаветы II. Многие протестующие вняли призывам общественных организаций и освободили улицы, но наиболее яростно настроенные молодежные группировки все еще продолжают творить беспорядки.
Волна протестов и столкновений напомнили о десятилетиях противостояния в Северной Ирландии, когда католики и протестанты никак не могли договориться. Именно в те времена, то есть во второй половине двадцатого века, громкую и печальную известность получила военизированную группировка, которая именовала себя Ирландской республиканской армией (ИРА). Эта подпольная структура пользовалась поддержкой католической части населения Северной Ирландии и ставило перед собой цель - независимость от Лондона. Казалось, что "Смута" (так окрестили те неспокойные времена) закончилась в 1998 году, когда стороны пришли к мирному соглашению, но, видимо, остатки весьма серьезных противоречий все же имеют силу до сих.
Что любопытно, инициаторами нынешних погромов стали не сторонники отделения Северной Ирландии от Лондона католики-юнионисты, а лоялисты. Именно в протестантских кварталах вспыхнули акции недовольства, которые затем вылились в погромы и в столкновения с полицией. Юнионисты не заставили себя долго ждать и тоже вышли на улицы, после чего завязались бои между двумя противоборствующими группами, в результате которых были ранены множество людей с двух сторон, а также блюстители правопорядка.
Причиной такого бурного негодования лоялистов стали события лета прошлого года. В то время, когда в стране был объявлен строгий карантин в связи с пандемией COVID-19, в обход всех ограничений были проведены пышные похороны одного из ветеранов ИРА Бобби Стори. Лоялистов возмутило то, что юнионисты, пренебрегая карантином, провели траурную церемонию одного из вожаков организации, которая долгое время вела вооруженную борьбу за независимость от Лондона, используя в том числе террористические акты. Летом прошлого года, когда в соответствии с карантинными мерами, на церемонии прощания с усопшим могли присутствовать лишь 30 человек, проводить Бобби Стори в последний путь пришли около двух тысяч. Более того, на похоронах присутствовали политики из партии "Шинн фейн", которая выступает за единую Ирландию. Нарушение карантина вызвало недовольство протестантов Северной Ирландии.
Но похороны были проведены летом, почему же волнения начались только сейчас? Дело в том, что именно на прошлой неделе прокуратура отказалась от официальных претензий к организаторам столь помпезных похорон. Можно сказать, что власти закрыли глаза на вопиющее нарушение карантинных ограничений.
Недовольство решением прокуратуры вылилось в противостояние ирландских протестантов с католиками, которые, не заставив себя долго ждать, также высыпали на улицы Белфаста.
А что же Лондон? Премьер-министр правительства Её Величества Борис Джонсон посредством Twitter выразил свою глубокую обеспокоенность насилием в Северной Ирландии. Он призвал стороны к диалогу, потому как именно он поможет решить разногласия, а не насилие.
Лоялисты обвиняют Лондон в предательстве, однако, британский министр по делам Северной Ирландии Брэндон Льюис категорически отвергает эти нападки и призывает уладить разногласия путем переговоров.
Только ли похороны одного из главарей ИРА летом прошлого года и отказ прокуратуры от претензий к организаторам траурной церемонии вызвали такое недовольство и противостояния между ирландскими лоялистами и юнионистами?
Думается, что это было только поводом. Североирландцы, выступающие за единство с Великобританией, считают, что британское правительство заигрывает с националистами. И дело тут не только в похоронах Бобби Стори.
Ирландцы-протестанты весьма обеспокоены тем, что по соглашению о Brexit Северная Ирландия получила особые права в отношениях с оставшейся в Евросоюзе Ирландией. Такое положение дел заметно беспокоит лоялистов, которые весьма обоснованно считают, что особые условия в перспективе смогут создать основу для сепаратизма в регионе.
Если Лондон не сможет в кратчайший срок устранить противостояние, то конфликт может углубиться и достигнуть непримиримых противоречий. Волнения в Северной Ирландии наглядно показалит, что вулкан противоречий в регионе, который удалось притушить в 1998 году, может вспыхнуть вновь и с гораздо большей силой.