Самыми первыми азербайджанскими партизанами в Италии на данный момент можно считать двух братьев Микай, погибших в октябре 1943 года близ Неаполя.
Об этом рассказывает исследователь, доктор философии, научный сотрудник Института философии и социологии Национальной Академии Наук Ильхам Аббасов. На протяжении последних семи лет он изучает роль азербайджанцев в европейском Движении сопротивления, в данный момент завершает монографию об азербайджанских партизанах.
"История братьев очень интересна", - говорит исследователь, подчеркивая при этом, что информации о них крайне мало. Известно, что они бежали из лагеря, а затем помогли бежать другим своим товарищам-военнопленным. Достав пулемет, братья, несмотря на уговоры местных жителей, призывавших беглецов спасаться, залегли на дороге, ведущей из Неаполя в Кассино и на протяжении нескольких часов сдерживали колонну фашистов. К сожалению, братьев убило снарядом. Где они похоронены, до сих пор неизвестно.
По словам Аббасова, первым об этих военнопленных написал Роберто Батталья в 1950-х годах в своей книге "История итальянского Сопротивления".
"В 54-м она была переведена на русский язык, и там был этот эпизод, без имен, без фамилий, просто упоминание, что это первые безвестные русские военнопленные. В начале 1960-х годов советский журналист-международник Иван Куликов был в Италии, ездил, собирал материал. Он активно публиковался в итальянской печати, в журналах и газетах. И ему удалось уточнить, что этих братьев звали Микай – Ташибайо и Насибайо, как их назвали. Возможно, что это сокращение фамилии Микаилов, возможно, они записаны где-то как Михайловы или Михаилбековы, Михаилзаде, Микайзаде, или еще что-то в этом роде. Имя одного, по всей вероятности, Насиб-бей, второго - Тахмасиб-бей. Искажения иногда бывали жуткие и догадаться, почему именно так исказили – невозможно. Местные жители рассказали Куликову более подробно, как братья там воевали, что с ними произошло. Другой информации – откуда они родом, как их настоящая фамилия, их фотографии, место гибели, место захоронения – ничего этого, увы, нет. По моей просьбе сейчас близ Неаполя что-то пытаются найти несколько человек одновременно, но пока без особого успеха", - рассказывает исследователь.
Следующим, по его словам, идет Тахир Исаев.
"Тахир Исаев Исрафил оглу 1922 года рождения, уроженец Газаха, село Шыхлы Первое. Там существует музей его имени, он правда сейчас в не очень хорошем состоянии, точнее даже ужасающем. Есть у него внуки, кого-то из них нашел я, а кто-то сам на меня вышел. Исаев воевал под прозвищем Серафино (он получил его по отчеству – Исрафил оглу) и Тененто Руссо (русский лейтенант), являлся героем Сопротивления, приглашался в Италию, начиная с 1967 года. По имеющимся у меня сведениям, у него там была семья, сын, которому сейчас за 70, он был сотрудником торгового флота Италии в высоком звании. Он, если информация правдива, один раз даже приезжал сюда в 80-х, встречался с отцом, с остальными родственниками в Газахе", - говорит исследователь.
Воевал Тахир Исаев близ Бергамо и Милана, принимал участие в освобождении этих городов. В начале 1960-х его начали искать боевые товарищи.
"Они забрасывали письмами Советский комитет ветеранов войны с просьбами найти их боевого товарища Серафино Исаева, и сумели-таки разыскать его в грузинском городе Рустави. В 2004 году это сыграло злую шутку с определением его национальности. Итальянский историк Анджело Бендотти указал его в своей статье, как грузина. Другим "грузином" оказался его близкий товарищ и соотечественник Насиб Абдуллаев", - сказал Аббасов.
И Тахир Исаев, и Насиб Абдуллаев были награждены одной из итальянских наград – медалью "Гарибальди" (также известной, как "Гарибальдийская звезда"), вручаемой за заслуги и личное мужество, проявленные во время Второй мировой войны. Этой награды были удостоены 27 человек из Советского Союза, включая маршала Жукова и генерала Ковпака. Девять человек из числа кавалеров этой награды – азербайджанцы.
К слову, в числе награжденных "Гарибальдийской звездой" и народный артист СССР Бюльбюль. В 1950-60-х годах он возглавлял Общество СССР-Италия. В честь признания его заслуг, хотя он не участвовал в войне и партизанском движении, он был удостоен этой высокой награды.
Насиб Абдуллаев, как и Серафино, воевал в отряде "Первое мая". Начиная с 70-х годов его также приглашали в Италию, которую он посетил два или три раза, встречался там с боевыми товарищами, побывал в местах операций их партизанского отряда.
Тахир Исаев также несколько раз смог побывать в Италии, и это стало очередной вехой в его необычной судьбе. Народный герой Италии, обладатель множества наград итальянского правительства, врученных ему за беспримерную доблесть в рядах партизанского движения, на родине Тененто Руссо стал изгоем, как человек, побывавший в фашистском плену, а значит, - предатель. Собственный отец отрекся от героя, при жизни ставшего легендой в другой стране. Тогда-то он и уехал в грузинский Рустави, где его несколько лет спустя разыскали товарищи по оружию. Информация о подвигах Исаева достигла партийного руководства, результатом чего стало заслуженное признание его героизма, документальный фильм "Его тогда звали Серафино" и …возможность вернуться в родной Азербайджан.
К слову, киноленту Ильхам Аббасов с большим трудом, но сумел разыскать в архивах и добился ее оцифровки. Сегодня этот документальный фильм можно легко найти в сети.
Увы, не всем азербайджанским партизанам повезло так, как Тахиру Исаеву. Пример тому, история Нури Алиева.
Нури Алиев родился в 1923 году в бакинском поселке Балаханы. Как и многие, он воевал, попал в плен, сумел бежать и примкнул к партизанам. Нерино, как его прозвали друзья, воевал близ Болоньи в двух бригадах – "Стелла Росса" и 63-я гарибальдийская дивизия "Болеро". По словам Ильхама Аббасова, за свои подвиги Нерино был удостоен двух итальянских орденов, однако, документального подтверждения этому исследователь найти не смог.
В рядах партизан азербайджанский боец познакомился с красавицей-итальянкой Джиной Негрини. В январе 1946 года Нури и Джина поженились в миланской церкви. Запись о церемонии имеется в метрической книге церкви. Там Нури Алиев указан под именем Александр – для того, чтобы добиться согласия на брак отца Джины – католического священника, молодому человеку пришлось перейти в христианство и пройти обряд крещения. Спустя несколько дней после свадьбы молодожены попытались вернуться в Советский Союз, однако им это не удалось.
Джину, как иностранную гражданку, вернули домой, а Нури, помытарив по лагерям для изменников родины, в 1948 году отправили в СССР. Он предпринял несколько попыток бежать в Италию, к любимой женщине, даже проник в лагерь для итальянских военнопленных под Одессой, дожидающихся отправки домой. Однако там его разоблачили и отдали под суд, который приговорил Нури Алиева к расстрелу. В дальнейшем приговор заменили 25 годами тюремного заключения и отправили его в лагерь в Воркуту. В Азербайджан он уже не вернулся. Выйдя по амнистии в 1956 году, Алиев перебрался в Кострому, где работал водителем общественного транспорта.
"Там Нури Алиев завел семью, удочерил девочку. В Италию он так и не попал, и с женой больше никак не связывался – ни писем, ни поездок между ними не было. Она очень долго искала его, обращалась в разные организации, в посольство СССР в Италии, в Советский комитет ветеранов войны и т.д. Даже обращалась в программу "Жди меня". К сожалению, тогда таких средств коммуникации, как сейчас, не было. Это было затруднено, все шло только по официальным каналам и, увы, никаких результатов не дало," – рассказывает исследователь.
Нури Алиев скончался в 2005 году, не зная о том, какие меры предпринимает Джина, чтобы разыскать его. В 2013 году вышел выпуск передачи "Жди меня", в котором была рассказана история любви азербайджанского партизана и дочери итальянского священника. Дочь Нури – Татьяна откликнулась, связалась с Джиной и даже встретилась с ней, положив конец неизвестности, мучившей женщину на протяжении 65 лет. Спустя месяц после этой встречи Джины Негрини не стало.
Другой наш соотечественник, Шахбаба Меджидов – партизан, так же женившийся на итальянке, оказался более удачлив. Началась его история, как и многие другие – молодой человек был ранен, попал в плен, был отправлен в Италию на работы. В сентябре 1944 года, при переправке лагеря для военнопленных в другое место, Шахбаба бежал. При побеге он был ранен, однако ему повезло. Истекающего кровью, потерявшего сознание парня нашли не конвоиры, а местная девушка.
Тереза сумела привести беглеца в чувство и спрятала его в подвале своего дома. Залечив раны, Шахбаба при помощи семьи Терезы наладил связь с партизанами и вступил в 28-й отряд гарибальдийской бригады. Товарищи по партизанскому отряду звали Меджидова – Франко. За свои подвиги Шахбаба-Франко был удостоен нескольких наград, включая итальянскую медаль "Гарибальди" и советский орден Отечественной войны II степени. Дальнейшая судьба Франко сложилась очень интересно.
Женившись на Терезе, он остался в Италии, в селе Пунта Марина и даже стал основателем одного из первых в стране кооперативных хозяйств, которое возглавлял в течение восьми лет. В 1955 году Шахбаба принял решение вернуться в Азербайджан. Пять лет семья прожила в Шеки, откуда он был родом, а затем перебралась в Сумгайыт, где у них родился третий ребенок. Развал СССР тяжело сказался на жизни семьи, и пожилой уже Меджидов решил забрать супругу и детей и вернуться в Италию. Через несколько лет, в 1994 году, он скончался и был похоронен там же.
"К сожалению, о некоторых наших соотечественниках, сражавшихся в рядах Сопротивления, информации достаточно, а о некоторых невозможно найти даже мизерные крупицы, - говорит Ильхам Аббасов. - Как, к примеру, о тех же братьях Микай или Д.Зейналове. Есть фото с этой подписью и указанием, что он участник итальянского Сопротивления, работал на киностудии. Я звонил на киностудию, к сожалению, там не прояснили вопрос, что это за сотрудник. По другим ресурсам он вообще не пробивается. Человека с такими инициалами нигде нет, я не смог его найти, единственное, что имеется – фотография и короткая надпись."
Исследователь поделился, что прикладывает колоссальные усилия, чтобы найти "азербайджанио Микеле", также известного по прозвищу Моска.
"Предположительно, это Орудж Алиев из Шамкирского района. У меня даже есть фотографии, но, к сожалению, ничего другого. Я пытался связаться с тамошней исполнительной властью, но не добился ответа. Между тем, человек – герой, его имя даже есть на обложке книги, посвященной одному из самых резонансных дел итальянского сопротивления – нападению на тюрьму в Удине и освобождению 74 узников. Он воевал вместе с другим азербайджанцем – Али Бабаевым по прозвищу Пьотто. Ни даты его рождения, ни звания – нет абсолютно ничего, только фотография с пулеметом после той акции и больше никаких данных. Я обращался в итальянские архивы, писал в Россию историкам. Обращался тут в исполнительную власть, написал им письмо на фейсбуке, искал в шамкирских группах, выставлял там фото, к сожалению, никто ничем не помог, информации о нем нет", - констатирует он.
Что касается Али Бабаева – Пьотто, то о нем информация, хоть и неполная, но имеется. Он родился в 1914 году в одном из сел Нахчывана. Воевал в рядах итальянского Сопротивления, а по окончании войны вернулся на родину.
"Его судьба была достаточно трагичной. В 1951 году его арестовало министерство госбезопасности. Али предъявили участие в легионе (Азербайджанский легион – соединение вермахта, созданное из числа советских военнопленных-азербайджанцев – ред.). И несмотря на то, что в деле имелись подлинные документы итальянские о том, что он был командиром итальянского батальона "Чапаев" и был представлен к награде, его все равно осудили за измену родине. Только после смерти Сталина, после 1954 года он смог вернуться на родину и постепенно возвращал свои социальные позиции.
Человек он был образованный, еще до войны учился в Бакинском государственном университете. До того, как был призван в армию, преподавал. В дальнейшем он снова работал учителем, добился того, чтобы в его родном селе открыли школу, в которой он стал сначала завучем, а потом директором. В 1985 году он умер. Али Бабаев неоднократно обращался к высшему руководству страны с просьбой рассмотреть его дело и вручить ему итальянскую награду – серебряную медаль. Но, к сожалению, его просьбы остались безответны, эта награда так и не нашла героя", - рассказал исследователь.
Если у читателей имеются вопросы или дополнительная информация об азербайджанских партизанах, связаться с Ильхамом Аббасовым можно по адресу.