Новости

Следовать зову сердца: иностранцы поддержали фильм о женской футбольной команде в Шеки

Имам Гасанов и Мария Ибрагимова надеются, что их новая картина придаст девочкам смелости заниматься спортом, идти к своей цели, осуществлять свою мечту и делать то, что выходит за рамки традиционных ожиданий.
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен

Кямаля Алиева, Sputnik Азербайджан

Собрать средства для съемок фильма "Мечтатель" режиссеру Имаму Гасанову и продюсеру Марии Ибрагимовой люди из разных стран впервые помогли на краудфандинговой платформе Kickstarter.

В картине рассказывается об истории бывшего футболиста Мамеда Дадашева, который хочет создать женскую футбольную команду в Шеки. Подробно о проекте в интервью Sputnik Азербайджан рассказали Имам Гасанов и Мария Ибрагимова.

- Расскажите о своем фильме. Почему вы назвали его "Мечтатель"?

Мария: Наш фильм, прежде всего, рассказывает о необычайно целеустремленном человеке Мамеде, верящем в то, что он сможет сделать свою мечту реальной. Наверное, любой человек на его месте уже давно бы опустил руки и перестал что-то делать. Но Мамед не из тех, кто сдается без боя. Именно поэтому фильм называется "Мечтатель". Цель фильма – проследить путь Мамеда и показать проблемы, с которыми девочки, проживающие в Шеки, сталкиваются по сегодняшний день: жесткие гендерные роли и консервативные национальные традиции.

Следовать зову сердца: иностранцы поддержали фильм о женской футбольной команде в Шеки

- Как произошло ваше знакомство с Мамедом?

Имам: Я познакомился с Мамедом в 2019 году незадолго до начала съемок. Как-то раз, проводя фестиваль DokuBaku, основателем которого я являюсь, мы общались с волонтерами и готовились к показам, и однажды один из них рассказал мне о том, что в Шеки есть тренер, который собирает женскую футбольную команду. Мне очень понравилась эта история, его подход к женскому футболу и то, как он яро борется за каждую спортсменку и хочет довести до финиша карьерной лестницы.

Мамед - бывший футболист, но, когда у него появилась семья, он был вынужден уехать в Россию на заработки. Прожив там десять лет и забросив футбольную карьеру, он получил предложение стать тренером футбольной команды. Казалось, земля уходит из-под ног, ведь мечту стать футболистом он много лет лелеял в своем сердце.

Наше с ним первое знакомство вылилось в многочасовую беседу, и я понял, что незамедлительно должен приступить к съемкам и запечатлеть этого чистого, доброго, душевного человека и помочь его истории раскрыться. Сама история посвящена моей сестре, которую очень рано выдали замуж, и некоторым ее мечтам не суждено было сбыться.

Следовать зову сердца: иностранцы поддержали фильм о женской футбольной команде в Шеки

В данный момент основной состав команды Мамеда составляют 11 человек, но общее количество игроков меняется в зависимости от того, кто из девочек может задержаться в футболе дольше. Кому-то из них больше не разрешают играть в футбол, так как они уже выросли, и негоже взрослой девушке играть в мяч, когда надо думать о создании семьи, и так далее.

Братья из Нидерландов презентовали музыкальный проект, снятый в Азербайджане

- Мария, как получилось, что вы решили совместно с Имамом Гасановым работать над этим проектом?

- Я знаю Имама уже несколько лет, он позвонил мне и сказал, что приступил к созданию нового фильма. Конечно, мне было очень любопытно узнать больше об этом проекте. Мы встретились, и Имам мне рассказал суть фильма и даже принес материал с первой съемки. Меня всегда покоряет решительность других кинематографистов, которые настолько верят в свою идею, что просто идут снимать.

К сожалению, в Азербайджане пока нет настоящего фонда кино. У многих, включая меня, большие проекты простаивают то из-за пандемии, то из-за изменений в министерстве культуры. Пока отдел кино занимается не тем, что нужно режиссёрам и кинопроизводителям. Вместо того, чтобы обучать работников кино, вкладывать в молодежь, чиновники почему-то покупают за государственный счет оборудование для киностудии и сдают его за половину рыночный цены.

В Азербайджане достаточно аппаратуры для того, чтобы одновременно можно было снимать пять полнометражных фильмов. Получается, что государство почему-то конкурирует с малым бизнесом? А через два года это оборудование устареет и нужно будет покупать новое за государственные деньги. А бизнес новое уже купить не сможет, так как конкурент в лице государства не позволил окупить инвестиции.

Следовать зову сердца: иностранцы поддержали фильм о женской футбольной команде в Шеки

Так что, возвращаясь к Имаму, мне было понятно, что если я не помогу ему снять фильм, то никто собственно и не поможет. А это, между прочим, уже довольно известная личность в мире документального кино. Его фильм Holy Cow был на многих очень престижных фестивалях. Я в него верю, и знаю, что он сделает чудесный фильм. Моя задача - помочь ему в этом, что я и делаю. Мы с ним уже участвовали на четырех международных питчингах (презентация кинопроекта klz поиска инвесторов - ред.), куда отбираются самые лучшие проекты со всего мира, это канадский Hot Docs Deal Maker, британский Sheffield Meet Market, CineDocTbilisi, где мы даже выиграли денежный приз, и теперь французский FIPADOC. Много заинтересованных продюсеров и дистрибьютеров из разных стран, и мы ведем с ними переговоры.

Следовать зову сердца: иностранцы поддержали фильм о женской футбольной команде в Шеки

- Мария, вы еще и режиссер. Не трудно людям из одной сферы работать над общим проектом? Часто ли ваши взгляды не совпадают?

- Очень люблю работать с другими режиссёрами, надеюсь, они со мной тоже, и это не первый и точно не последний раз, когда я это делаю. Работаю с теми, с кем у меня изначально есть взаимопонимание и уважение, с теми, кто понимает, что я также режиссёр, и что мы работаем в тандеме. Я работаю с ними так, как бы я сама хотела, чтобы работали со мной. Благо, взгляды не совпадают нечасто. Но если по творческой части какое-то разногласие, и я, допустим, не могу убедить партнера, то финальное творческое решение всегда остается за режиссёром. Опять-таки, это то отношение, которое я сама хотела бы видеть от продюсера.

- На платформе Kickstarter впервые запущена кампания по сбору средств для азербайджанского фильма. Сколько денег вам нужно для завершения съемок?

- Мы запустили Kickstarter не для того, чтобы завершить проект, а, чтобы его продолжить. Мы начали снимать картину до пандемии частично на свои средства, потом мы еще выиграли денежный приз и продолжили снимать на эти средства. Конечно, это маленькие деньги для полного производства фильма, но они нам позволяют работать поэтапно, снимать нашу историю и ничего не ждать. Для документального или даже короткометражного кино краудфандинг - это реальный способ для финансирования или частичного финансирования проекта.

Следовать зову сердца: иностранцы поддержали фильм о женской футбольной команде в Шеки

Мои коллеги в Штатах давно этим занимаются и весьма успешно. Огромный плюс таких платформ - это то, что это не просто сбор денег, у тебя появляется база людей, которые заинтересованы твоим проектом и твоим успехом. Открываются новые знакомства, новые возможности сотрудничества, медийные пространства, в общем много всего, о чем мы даже и не подозревали. Мы поставили гол, который позволит нам дальше снимать, и который нам показался реалистичным – это 5500 долларов. Нам удалось уже собрать 6200 долларов.

Известный азербайджанец отказался от личной жизни ради мировой славы

- Это ваш первый опыт на данной платформе?

- Да. Я бы, наверное, не осмелилась на такой рискованный шаг в обычное время. На платформе Kickstarter, если ты не соберешь полностью свой гол в срок, то ты не получаешь ничего. Но наш проект был выбран на фестивале FIPADOC - это очень известный французский фестиваль документального кино, где мы с Имамом участвовали в питчинге и частью этой программы было обязательство провести кампанию на Kickstarter. С нами провели очень интересный тренинг о том, как грамотно провести такую кампанию. Это далеко за зоной моего комфорта, и я очень переживала, как все в итоге выйдет. В предпоследний день ни на минуту не отходила от компьютера и делала все возможное, чтобы полный сбор все-таки осуществился.

Это была командная работа, и нам много людей помогло. Я до сих пор получаю сообщения от тех, кто не успел поддержать, и мне посоветовали продлить кампанию на другой платформе. Оказывается, для тех, кто осуществил свой гол на kickstarter, можно перейти на платформу indiegogo и там дается еще 60 дней без каких-либо преград, что мы и сделаем.

Сериал о Муслиме Магомаеве претендует на российскую премию "Золотой орел"

- В Азербайджане много талантливой молодежи, которая хочет снимать фильмы. Вы беретесь только за документальные проекты? С ними проще или тяжелее?

- Вы знаете, я тоже как режиссер начинала с документального кино, и мой первый фильм попал на конкурс на Берлинале. Поэтому я хорошо понимаю документалистов - им найти деньги труднее всего. Так думала я раньше.

Сейчас я бы очень хотела снять художественный фильм "Алагез", но понимаю, что в Азербайджане на игровое кино найти деньги совсем непросто. Это очень патриотичный и трогательный фильм про Карабах, сценарий которого уже получил признание в Европе, но, к сожалению, отдел кино министерства культуры, зная о его существовании, продолжает его игнорировать, хотя даже есть партнер в Турции, готовый профинансировать часть съемок.

Надеюсь на то, что отдел кино начнет более эффективно работать, в том числе в направлении продвижения проектов, которые принесут нам признание заграницей. Очевидно работа у армян поставлена более грамотно, так как в проводимом в этом году Берлинале есть армянский фильм про Карабах, а мог быть наш, при том в конкурсе.

- Как вы думаете, изменится ли мнение азербайджанского общества после этой картины?

Имам: Мы очень хотим, чтобы фильм сначала посмотрели матери. В этом фильме в первую очередь говорится о проблеме взаимоотношений между матерью и дочерью, и только потом об отношениях "отцов и детей". Как творческая личность и как режиссер я хочу высказать свое мнение по этому поводу. Верю, что мужчины скоро привыкнут к современным стандартам жизни и будут поддерживать этот вид спорта.

Следовать зову сердца: иностранцы поддержали фильм о женской футбольной команде в Шеки

Мария: Конечно, это не дело одного дня, и мнение всего общества никто не может поменять одним фильмом. Но даже если одна маленькая девочка посмотрит эту картину, и она придаст ей смелости заниматься спортом или иным образом следовать зову своего сердца, делая что-то, выходящее за рамки традиционных ожиданий, то я буду считать этот фильм успешным. Как часто говорит актриса и активистка Джина Дэвис, "если она это увидит, она сможет этим стать". Это очень сильное высказывание.

- Привлечет ли эта история иностранного зрителя?

Мария: Судя по-нашему kickstarter, именно иностранного зрителя эта история и привлекает. Наверное, 90% из людей, которые поддержали фильм - иностранцы. Правда, в Азербайджане впервые происходит краудфандинг на фильм, люди еще не привыкли к такому. Думаю, что это будет происходить чаще и чаще. Много замечательных историй в Азербайджане, и много креативных талантливых людей, которые будут использовать новые технологии, чтобы финансировать свои проекты и рассказывать свои истории.