Новости

Любовь длиною в жизнь: гражданка Канады связала свою судьбу с Азербайджаном и мугамом

Полина Десятниченко рассказала Sputnik Азербайджан о своей любви к азербайджанской музыке и о том, как мечтает пропагандировать мугам в разных уголках мира.
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен

Кямаля Алиева, Sputnik Азербайджан

Недавняя презентация в соцсетях украинской народной песни "Щедрик", которая была исполнена на азербайджанских национальных инструментах в музыкальной обработке Николая Леонтовича, привлекла внимание к исполнительнице на таре Полине Десятниченко. Она родилась в Украине, но когда ей было девять лет, вместе с семьей эмигрировала в Канаду, где на данный момент проживает.

Первый раз исполнительница приехала в Азербайджан несколько лет назад в качестве исследователя этномузыки. И ей настолько понравилась страна, что она решила приезжать в нее часто. О своей любви к азербайджанской музыке и будущих планах таристка рассказала в интервью Sputnik Азербайджан.

50 дней одиночества: азербайджанский пианист отразил в музыке свое восприятие изоляции

- Полина, как произошло ваше знакомство с азербайджанской музыкой? Чем она вас привлекла?

- Когда училась в консерватории Торонто, одновременно посещала уроки фортепиано в музыкальной школе Майи Джафаровой. Она родом из Азербайджана. Именно благодаря ей я познакомилась с шедеврами азербайджанских композиторов - Гара Гараева, Вагифа Мустафазаде, Адиля Бабирова и других. Я научилась играть их на фортепиано.

Я была очарована этими композициями, поэтому стала участвовать на различных мероприятиях азербайджанской диаспоры в Канаде. На одном из них познакомилась с азербайджанским музыкантом Исмаилом Гаджиевым, который проживает в Торонто. Он пригласил меня выступить вместе с его камерным оркестром "Шелковый путь".

Мне посчастливилось аккомпанировать на фортепиано азербайджанским музыкантам – Мунису Шарифову (кеманча), Сахибу Пашазаде (тар) и ханенде Гюллю Мурадовой. Они исполняли азербайджанские песни, а также мугам. Больше всего меня впечатлила композиция "Карабах шикестеси". Я была поражена голосом ханенде. Мне настолько все понравилось, что я решила связать свою жизнь с мугамом. Я поступила на кафедру этномузыковедение университета Торонто и в качестве свой темы для диссертации выбрала мугам.

- Как получилось, что решили научиться исполнять на таре? Кто вас научил на нем играть?

- У тара есть необычный, завораживающий тембр. Тар – это универсальный инструмент, сочетающий страсть, эмоциональность. Многие люди, когда слышат исполнение тара, начинают плакать. У этого инструмента также есть много интересных особенностей, таких как перване-мизраб, гоша-мизраб, сагинаме (манеры и способ исполнения - ред.). Помимо мугама, на таре можно исполнять и произведения различных зарубежных композиторов.

У меня было много учителей. Моим первым педагогом был Мохаммед Аманаллахи, который также живет в Канаде. Он три месяца меня обучал игре на таре. После я прилетела в Азербайджан и стала брать уроки у Рамиза Гулиева, Аслана Магеррамова, Эльхара Мансурова, Валеха Рагимова, Эльхама Музаффрова и Вамига Мамедалиева, к которому и сейчас хожу. Каждый из них обучал меня разным стилям игре на таре. Они всегда меня поддерживали и помогали.

- Сколько времени пробыли в Азербайджане в первый раз?

- Я приехала в Азербайджан в качестве исследователя этномузыки. Моей целью было собрать информацию для своей диссертации. До приезда сюда изучила историю, традиции, обычаи местного населения. Ко всему этому начала изучать в Торонто азербайджанский язык.

Украинскую песню исполнили на азербайджанских музыкальных инструментах - видео

Первый раз в Азербайджане оставалась шесть месяцев, а потом на два года. Мне настолько нравится тут, что я часто сюда приезжаю. Моя работа и жизнь уже многие годы связаны с Азербайджаном, мугамом. Уже не представляю свою жизнь без этой страны. Как только уезжаю - начинаю скучать, поэтому стараюсь вновь возвращаться сюда.

- Что вам в Азербайджане нравится больше всего?

- Раньше и сейчас больше всего мне нравится азербайджанская музыка – мугам, также ваши свадьбы. Я посещала свадебные торжества не только в Баку, но в Лянкярани, Исмаиллы и в других регионах и поселках страны. Мне каждый раз интересно наблюдать, как проходят ваши свадьбы. На них большую роль играет музыка. Мне также нравятся ваши семейные традиции. Азербайджан меня привлекает еще тем, что здесь мирно живут люди разных наций и религий.

Признаюсь честно, до приезда сюда, прочитав про традиции азербайджанцев, мне немного было страшно. Мне казалось, что я не смогу вписаться в ваше общество, так как приехала с Запада. Мои страхи не оправдались. Я никогда не чувствовала здесь себя чужой. Азербайджанцы очень толерантный народ. Такого не встретишь во многих уголках мира. В Азербайджане мне очень помогла Азербайджанская дипломатическая академия (АДА) с визой, налаживанием контактов.

Центр мугама знакомит пользователей соцсети с музыкальными инструментами старины

- Не трудно было выучить азербайджанский язык?

- У меня была очень хорошая учительница по азербайджанскому языку. Она была также специалистом по азербайджанской литературе, поэтому познакомила меня со многими газелями. С ней я занималась где-то год. Ко всему этому, сама тоже учила язык. Мне нужно было выучить его, так как иногда, когда я ездила в разные бакинские поселки для участия в мугам-меджлисах или для интервью, трудно было найти русскоязычного человека. Общаясь с людьми, изучая мугам, посещая занятия, потихонечку выучила азербайджанский язык.

- Какой мугам можете исполнять?

- Могу исполнять такие мугамы, как "Махур-хинди", "Шур", "Баяты-Кюрд", "Забул сегях", "Чахаргях", "Баяты-Шираз", "Хумайюн", "Нава", "Зярб". Многие из этих мугамов отличаются друг друга в зависимости от школы. Для меня важно было выучить мугамы в разных манерах исполнения.

- Вы также писали книгу о мугамном искусстве, написали уже?

- В 2017 году сдала диссертацию в университете Торонто. Окончив, я начала работать научным работником в Гарвардском университете в США. На данный момент продолжаю там работать и мой труд как раз связан с книгой о мугаме, которую я сейчас пишу. Она будет на английском языке. Планирую выпустить ее через год. Для меня важно пропагандировать азербайджанский мугам в разных странах, доносить до людей, проживающих на Западе, эту музыку. Также очень хотелось бы преподавать мугам и одновременно продолжать научную работу.

- Как реагируют иностранцы, когда вы исполняете мугам на таре?

- Им очень нравится азербайджанский мугам. Они бывают шокированы тем, что на азербайджанских музыкальных инструментах можно исполнять не только вашу музыку, но и еще произведения зарубежных композиторов. Тар – универсальный инструмент. На нем можно исполнять и Шуберта, и мугам.