Новости

Брюссель выступил с обещаниями Тегерану

Евросоюз обещает вернуть США в СВПД, желая повысить свой пошатнувшийся авторитет. Иран же не готов быть статистом в игре вокруг "ядерной сделки" и ужесточает свои позиции ради маневров в будущих переговорах.
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен

Остались считанные дни до момента, когда в Вашингтоне поменяется верховная власть. Новым хозяином Овального кабинета станет демократ Джо Байден, взгляды которого на мировую политику в некоторых вопросах сильно разнятся с внешней политикой, проводимой пока еще президентом США, республиканцем Дональдом Трампом.

Пандемия и миграционный кризис расшатывают Евросоюз

В Брюсселе ждут не дождутся, когда хозяином Белого дома станет Байден, поскольку, как известно, Дональд Трамп не сильно жаловал Евросоюз, да и к европейским членам военного блока НАТО также относился весьма придирчиво, требуя существенно увеличить финансирование военного альянса. Трамп в некоторой степени довольно справедливо считал, что европейцы должны платить Вашингтону за свою безопасность - что, конечно же, не могло нравиться странам Европы, которые за долгие годы функционирования НАТО привыкли к тому, что львиную долю расходов альянса берет на себя американская сторона.

В отличие от Трампа, Джо Байден весьма лояльно относился к традиционным европейским союзникам США, что четко просматривалась во время его вице-президентства в администрации бывшего президента Барака Обамы. И дело тут не только в НАТО, но и в отношениях Белого дома к Евросоюзу. Думается, что после вступления в должность Байден, скорее всего, пересмотрит непопулярные в Европе решения Трампа в отношении как НАТО, так и ЕС.

Видимо, именно уверенность в будущих действиях Байдена на посту президента США подвигла Евросоюз выступать с заявлениями, которые нельзя было ожидать во время правления Дональда Трампа.

Венгрия и Польша не позволяют ЕС диктовать свою волю

Как известно, Трамп сорвал сделку с Ираном по поводу ядерного вопроса. Нужно отдать должное Тегерану: иранские власти довольно долго надеялись, что европейцам удастся уговорить Трампа придерживаться ранее достигнутых договоренностей, но этого не произошло. Именно в связи с нарушением "ядерной сделки" так называемые реформаторы в Иране потеряли свою популярность внутри страны и иранским консервативным силам удалось одержать убедительную победу на парламентских выборах. Скоро истекает срок президентства лидера иранских реформаторов Хасана Роухани, одним из успехов которого считалась заключенная "ядерная сделка" - позволявшая Тегерану выправить сильно пошатнувшееся экономическое положение в стране. По всей видимости очередным президентом Исламской Республики Иран, станет политик из консервативного лагеря.

В Иране после нарушения "ядерной сделки" по инициативе США вновь усилились радикальные настроения. Консерваторы на примере решения Трампа убеждали иранцев в том, что верить американцам нельзя, а европейцы без одобрения Вашингтона не могут принимать какие-либо самостоятельные решения.

Естественно, что Иран решил еще более накалить ситуацию, так как опыт взаимоотношений Тегерана с Вашингтоном, да и с Евросоюзом, показывал, что именно в таких условиях США и ведущие европейские страны шли на взаимовыгодные переговоры с Ираном.

Отметим, что в конце прошлого года парламент ИРИ принял закон об активизации ядерной деятельности. Инициатива предполагает производство 120 килограммов урана в год с уровнем обогащения 20%, а также отказ от дополнительного протокола с МАГАТЭ по проверкам ядерной деятельности в случае, если санкции в отношении страны не будут ослаблены в течение двух месяцев.

Лондон и Брюссель на перепутье

Закон был принят через несколько дней после гибели иранского ученого, создателя иранской ядерной программы Мохсена Фахризаде. Объявление же о возобновлении обогащения урана до 20% последовало на следующий день после годовщины убийства знаковой личности в Иране, генерала Касема Сулеймани.

Думается, неспроста все эти события произошли за несколько недель до смены власти в Вашингтоне. Тегеран рассчитал все правильно. Брюссель не заставил себя долго ждать и призвал Тегеран пересмотреть свое решение о начале обогащения урана в ядерном центре Фордо. В заявлении верховного представителя ЕС по международным делам и политике безопасности Жозепа Борреля Брюссель призвал Тегеран отказаться от эскалации, ибо это влечет опасность ядерного распространения.

Такой шаг Евросоюза можно было ожидать, но любопытно, что этими призывами Брюссель не ограничился. В заявлении Борреля звучат обещания, что ЕС приложит все усилия к возвращению Вашингтона в Совместный всеобъемлющий план действий (СВПД), когда власть в США поменяется. Известно, что Байден уже высказывался по СВПД и делал это довольно благосклонно и многообещающе. Вероятнее всего, верхушка ЕС имела кулуарные консультации с Байденом и ключевыми членами его команды по этому вопросу. Именно этот факт позволяет Боррелю давать обещания в своем заявлении Ирану.

Для чего нужен "Люблинский треугольник"?

Но и Тегеран, можно быть уверенным, ощущает пульс новых взаимоотношений Брюсселя и Вашингтона, и в этой игре вокруг "ядерной сделки" не желает быть статистом. Именно этим объясняется то, что Тегеран старается показать свою жесткую позицию по вопросу "ядерной сделки". В дальнейшем, когда начнутся переговоры с США (то, что Байден на них пойдет, в Тегеране не сомневаются), благодаря жесткой позиции у Тегерана будет больше возможностей для политического маневра. Для Брюсселя переговоры США и Ирана и достижение между ними компромисса также предельно важны. Ведь во время пандемии авторитет Евросоюза сильно пошатнулся, и раз уж Брюссель надеется показать свою действенность в сфере международной безопасности, то он должен показать свое влияние. В данном конкретном случае – влияние на США. Если Иран и США договорятся, то Евросоюз покажет миру, что давшие трещину взаимоотношения между Брюсселем и Вашингтоном во время правления Трампа устранены, а Брюссель способен вновь действенно участвовать в решении важнейших международных вопросов.