Новости

Лондон и Брюссель на перепутье

Нынешний хозяин Даунинг-стрит, 10 полон решимости не выполнять ранее взятые обязательства по Северной Ирландии в том случае, если Брюссель не подпишет с Лондоном торгового соглашения, естественно, на выгодных для Британии условиях.
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен

Несмотря на то, что ранее оговоренный срок окончательного выхода Великобритании из Евросоюза уже близок, переговоры по этой проблеме между Лондоном и Брюсселем продолжаются, и при этом стороны еще не достигли консенсуса.

Предвыборная кампания в США: Трамп старается наверстать упущенное

Появилась информация, что глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен и премьер-министр Великобритании Борис Джонсон провели продолжительную беседу по телефону, в которой отметили, что достаточно много спорных вопросов между сторонами нашли свое решение. Однако, вместе с этим есть проблемы и довольно чувствительные, по которым Лондон и Брюссель не находят взаимопонимания.

Главным нерешенным вопросом остается "бэкстоп" - это механизм, гарантирующий отсутствие жестких границ между Северной Ирландией (которая является частью Соединенного Королевства Великобритании) и Ирландией. Хотя, когда согласовывался вопрос выхода Лондона из Евросоюза, стороны договорились, что жесткой границы не будет, и Северная Ирландия продолжит оставаться в сфере единого рынка ЕС. Год тому назад сторонами было оговорено, что товары, поступающие в Северную Ирландию из остальных регионов Британии, будут подвергаться на морской границе повторному контролю.

Однако, за год произошли события, которые весомо пошатнули прежние договоренности по Brexit. Евросоюз и Великобритания не находили взаимопонимания и начали говорить о том, что Лондон осуществит Brexit без всякого соглашения с ЕС. Но в таком случае Британия терпела убытки, которые поставили бы ее в весьма непростое экономическое положение.

Патовая ситуация по Brexit: саммит Евросоюза ничего не решил

Очевидно, именно это послужило причиной того, что Борис Джонсон начал делать нажим на пункт о границах Северной Ирландии и Ирландии. Нынешний хозяин Даунинг-стрит,10 полон решимости не выполнять ранее взятые обязательства по Северной Ирландии в том случае, если Брюссель не подпишет с Лондоном торгового соглашения, естественно, на выгодных для Британии условиях.

Лондон заявляет, что если торговое соглашение с Брюсселем не будет достигнуто, он не будет выполнять ту часть сделки по Brexit, которая касается Северной Ирландии. Довольно смело со стороны Джонсона, учитывая при этом, что его действия, мягко говоря, отходят от международного права. Это с одной стороны, а с другой, вероятно у Джонсона не оставалось больше никаких других рычагов давления на ЕС, чтобы заставить европейский альянс подписать соглашение. Ведь в таком случае Лондону пришлось бы выходить из ЕС без соглашения, а это чревато проблемами и не короткого периода, а возможно десятилетий.

Очевидно, это в полном объеме поняли и британские парламентарии, которые, как известно, своим упрямством в некоторых вопросах буквально развалили предыдущее правительство страны во главе с Терезой Мэй. Да и Джонсону они доставили немало головной боли. В свое время депутаты высказались против закона, позволяющего нарушать условия сделки по Brexit, а ныне все же проголосовали за внесение соответствующего положения в законопроект о внутреннем рынке. Тем самым у Бориса Джонсона появилась возможность для маневра на переговорах с ЕС.

Противостояние внутри ЕС: что ждет Виктора Орбана за его жесткую позицию

При этом ему удалось убедить депутатов, что в случае заключения соглашения в дальнейшем спорные пункты законопроекта будут убраны.

В Брюсселе хорошо осведомлены о происходящих в Лондоне событиях. Высшие чиновники Евросоюза отдают себе отчет, что Джонсон заимел весомый козырь на переговорах. Что же против этого может противопоставить Брюссель? Обратиться в Международный арбитраж или в какие-то другие инстанции, чтобы воздействовали на Лондон? Вряд ли это будет иметь продуктивный для Брюсселя эффект.

Возможно, ЕС надеется применить обговоренный в соглашении о Brexit механизм наложения штрафных санкций на Лондон? Тоже как-то не убедительно.

Что же еще? Если все перечисленное не поможет, то Брюссель может выйти из всех торговых соглашений с Лондоном, введя тарифы и квоты на товары из Великобритании. Это уже серьезнее и может достаточно сильно ударить по некоторым отраслям британской экономики.

Борис Джонсон и Урсула фон дер Ляйен должны встретиться 10 декабря. Думается, что стороны все же постараются договориться и подпишут соглашение. В противном случае они запустят механизм "жесткого" Brexit, то есть выхода Великобритании из ЕС без соглашения.