БАКУ, 4 сен — Sputnik, Зарина Оруджалиева. Открытие школ не способствует непосредственно росту инфицирования коронавирусом при условии соблюдения всех мер безопасности. Об этом в интервью Sputnik Азербайджан заявила заведующая программой образования в Представительстве UNICEF в Азербайджане Лейла Гасанова.
Столичные лицеи приняли новых учащихся >>
Данное наблюдение сделано на основе опыта, полученного в Азии - Китае, Южной Корее, Сингапуре, где школы заработали еще с мая 2020 года.
"Открытие школ лишь незначительно может повлиять на распространение вируса, но возможны локальные вспышки. В некоторых странах это привело к вспышке местного характера. В таком случае эти школы закрылись на карантин и открылись вновь", - отметила эксперт.
Внезапный рост заражения в одной конкретно взятой школе не должен приводить к закрытию всех школ в стране, сказала она, отметив, что подобные решения нужно принимать на местном уровне. Даже в последнем интервью министр образования Эмин Амруллаев заявил, что нет речи о закрытии всех школ в Азербайджане.
В случае, если в классе заболеет ученик, все учебное заведение может перейти на дистанционное обучение сроком на две недели. А если заболевших в других классах не окажется, то, возможно, изолированным окажется только один класс. Сам UNICEF во всем мире поддерживает инициативу возобновления учебного процесса. Закрытие школ может привести к потере навыка учиться - и порой требуются годы, чтобы устранить эти проблемы, заявила Гасанова.
Однако открывать учебные заведения следует с учетом санитарно-эпидемиологической обстановки в каждой стране, пояснила она: "Дистанционное образование никогда не сможет заменить традиционную форму обучения. Хотя на самом деле в мире проведено мало исследований в области эффективности дистанционного образования в школах. В долгосрочной перспективе самой продуктивной формой станет симбиоз традиционного и дистанционного образования".
По данным UNICEF, в мире нет универсальной модели образования в период пандемии. В разных странах школы открываются поэтапно. В местах с минимальным инфицированием коронавирусом школы возобновляют свою деятельность в традиционном формате. Однако там, где заражений много, дети посещают занятия только в определенные дни, как это намерены сделать в Азербайджане.
Проблемы никуда не делись: как учиться онлайн без доступа к интернету >>
Модель, предложенная Минобразования правительству Азербайджана, всесторонне продуманная и наиболее рациональная, считают в представительстве международной организации. Ведь в некоторых странах, где полностью открыли школы, впоследствии пришлось локализовать учебные заведения.
Главным условием открытия школ является обеспечение безопасности школьников и учителей. UNICEF рекомендует придерживаться четырех принципов: безопасность и здоровье; доступность образования для каждого ребенка; мониторинг посещения и качество образования. Есть опасения, что не все учащиеся смогут эффективно усвоить новые предметы онлайн, отмечает Гасанова. Придется постоянно изучать успеваемость, выявлять отстающих и привлекать их к дополнительным занятиям.
Немаловажным фактором также является психологическое состояние ребенка: после затяжного карантина в международной организации также опасаются развития глубокой депрессии среди детей. Некоторым из них может понадобиться квалифицированная помощь специалистов. Для самих педагогов разрабатываются методические пособия в области психологической поддержки детей. В октябре-ноябре 2020 года планируется привлечь школьных педагогов Азербайджана к тренингам, где учителей научат выявлять детей с признаками стресса, рассказала представитель организации.
Школа совсем скоро: как защитить учеников от опасного вируса >>
Еще одной задачей, которую нужно решить до начала занятий, является повышение навыков в применении компьютерных технологий. Карантин показал, что некоторые педагоги в регионах, в частности, люди в возрасте, и вовсе не знают, как пользоваться компьютером. Их необходимо научить пользоваться современными технологиями, объяснить, как работать на платформах дистанционного образования и вдобавок привить новые навыки по методике удаленного преподавания.
Учебный год в Азербайджане стартует 15 сентября, но к традиционным занятиям школьники не вернутся раньше ноября.
Основная часть школьников и студентов в сентябре-октябре будет учиться дистанционно. С 15 сентября к занятиям приступят только учащиеся начальных классов. Занятия у них запланированы лишь два-три раза в неделю, в остальное время – онлайн. При этом, ходить или не ходить детям в школу, будут решать родители.
В случае, если в каком-либо учебном заведении произойдет вспышка COVID-19, обучение здесь сразу же будет переведено на дистанционный режим.
Старшеклассники смогут сесть за парты с 1 октября.
В таком тестовом режиме учебный год продлится до 2 ноября, после чего будет принято новое решение с учетом эпидемиологической ситуации.