БАКУ, 1 сен — Sputnik, Зульфия Гулуева. Государственное регулирование цен на услуги такси приведет к сокращению числа частных служб такси - конкуренция сойдет на нет и появится монополия, заявил Sputnik Азербайджан экономист Самир Алиев.
Бакинским такси придется подстроиться под единый тариф >>
На днях Бакинское транспортное агентство объявило о разработке новой концепции общественного транспорта в Баку, которая также включает единые тарифы для такси. Тарифы будут иметь допустимый минимальный и максимальный предел, которого придется придерживаться всем операторам такси.
За последнее десятилетие целый ряд услуг в республике подорожал, но услуги такси, наоборот, упали в цене, отметил Алиев. И стало это возможно благодаря свободной рыночной среде, где конкуренция появилась благодаря созданию крупных компаний в этой сфере.
По его мнению, планируемые шаги развалят конкурентную среду в данном секторе услуг. У некоторых компаний возможности довольно ограниченные, им с трудом удается устоять на рынке: "Если государство начнет регулировать цены, число служб такси уменьшится. Слабые компании с небольшим капиталом окажутся не у дел, конкуренция сойдет на нет и появится монополия".
В этом процессе фактически будет участвовать и государство, считает Алиев, потому как у государства есть своя компания с современным парком - ООО "Бакинская служба такси". Недавно компания завезла сто новых автомобилей, которые работают на электричестве, и тем самым являются более экономичными. Очевидно, что государство будет поддерживать свою компанию, продолжает экономист. Также будут выживать сервисы такси, принадлежащие влиятельным коммерсантам, а оставшиеся небольшие службы, которые существуют за свой счет, постепенно уйдут с рынка, считает Алиев.
Обладателям командировочных листов придется объясняться с полицией на выезде из Баку >>
Экономист также заметил, что устанавливать ценовые пределы на услуги такси нецелесообразно, расценки здесь должны регулироваться рынком. Кроме того, следует учитывать и психологический эффект от повышения цен в этом сервисе - в этом случае, как это часто бывает в Азербайджане, поднимутся цены и на другие услуги и даже товары, указал Алиев. Государство, полагает экономист, должно выносить решения только касательно качества и стандартов сервиса перевозки пассажиров службами такси.
Напротив, эксперт в дорожно-транспортной сфере Эльмаддин Мурадлы считает, что тарифы в указанной сфере следует обязательно регулировать. В беседе со Sputnik он сказал, что в настоящее время расценками на из услуги недовольны и сами таксисты: "Ценовая политика крупных служб такси выживает с рынка местные службы. В итоге все равно зарабатывают крупные компании, и того, что зарабатывают водители, не хватает даже на содержание семьи".
Сегодня даже сами пассажиры признаются, что стоимость услуг такси невысока, продолжает Мурадлы. На небольшое расстояние можно поехать за два маната. Пассажиров такие ставки устраивают, но таксисты при этом эксплуатируются иностранными компаниями: "Таксисты отдают часть заработанных денег работодателю, часть отдают за горючее, и только малая часть выручки остается им самим. Операторы даже требуют с водителей деньги за то, чтобы направлять к ним клиентов".
То есть в регулировании нуждается целый ряд вопросов, считает Мурадлы.
При этом тему применения квот, предусмотренной в концепции, эксперт считает на сегодня неактуальной и нереальной. Сегодня в Баку работает 20-30 тысяч такси, продолжает он. К примеру, будет решено, что должно работать примерно восемь-десять тысяч машин. Если квота будет определена в десять тысяч, это не значит, что больше никому оказывать услуги такси не разрешат. Число их будет расти в зависимости от спроса.
"Сегодня все еще есть люди, которые после работы подрабатывают таксистами. Немало и безработных на своих личных автомобилях зарабатывают на хлеб частным извозом. То есть устанавливать квоту можно в том случае, если для людей будут созданы рабочие места, и они не будут заниматься извозом, потому что нет другой работы", - подчеркнул Мурадлы.
Все отраженные в концепции вопросы - будь то сами проблемы, так и способы их решения - были проанализированы, водители такси были опрошены, отметил пресс-секретарь БТА Маис Агаев, поясняя суть предполагаемых изменений. На основе такого всестороннего анализа была выявлена реальная картина работы службы такси в настоящее время.
"А реальность такова, что сегодня местные и зарубежные операторы служб такси с целью заполучить как можно больше клиентов предлагают свои услуги за низкие цены, которые никак не регулируются и создают тем самым нездоровую конкурентную среду", - сказал он.
Этот процесс оказывает негативное влияние как на социальное благосостояние таксистов, которые работают самостоятельно, так и тех, кто сотрудничает с компаниями. Во втором случае это приводит к нерегулируемым трудовым отношениям и сверхурочной работе, что, в свою очередь, не позволяет пассажирам получать безопасное и качественное обслуживание.
Кроме того, текущие цены также мешают водителям соблюдать требования по эксплуатации и регулярному техническому обслуживанию своих транспортных средств, что, естественно, требует расходов.
С учетом всего перечисленного и предлагается создать единую тарифную систему, регулирующую деятельность такси. После этого операторы услуг такси на рынке не смогут предлагать цены выше или ниже установленных пределов. Вместо этого они будут вести здоровую конкуренцию, оказывая более качественные услуги, подчеркнул Агаев, отметив в то же время, что в настоящее время механизмы рыночного регулирования тарифов законодательно не определены.