Новости

Почему иностранцы иногда принимали олимпийских водителей за пилотов?

В честь сорокалетия Олимпийских игр в Москве Sputnik продолжает рассказывать об атмосфере Олимпиады-80. Сегодня наши герои - водители олимпийских автобусов Александр Марочкин, Николай Шкаликов и Николай Юганов, которые в то время работали в Мострансавто.
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен

БАКУ, 27 июл — Sputnik, Данара Курманова. Для Олимпиады 1980 года было задействовано больше 5 тысяч автобусов, но только 550 из них обслуживали непосредственно спортсменов и болельщиков. К работе на основных олимпийских маршрутах привлекли 1300 лучших водителей Москвы и Подмосковья, причем отбор проходил жестко. По словам Александра Марочкина, перевозившего иностранные делегации, у оргкомитета Олимпиады было много требований к водителям.

Агаджан Абиев: уровень советского бокса на Играх-80 был даже выше современного >>

Руль надо правильно держать

"И чтобы стаж работы не менее десяти лет, и статус шофера первого класса, - рассказывает он. - Если соответствовал, отправляли на медкомиссию, затем на проверку в ГАИ".

Отбор кандидатов завершился только за четыре месяца до начала Олимпиады - и водителей сразу же отправили на курсы по этикету вождения. Как вспоминает Александр Марочкин, больше всего ему запомнился урок, как правильно держать руль. "Мы ведь рулили, как хотели, - говорит он. - А тут нам рассказывают, что руки на руль надо класть правильно, чтобы было красиво".

Джинсы и кроссовки: как Олимпиада-80 повлияла на моду в СССР

Примерно в это же время водители получили автобусы - новые, прямо с завода, поэтому их необходимо было сначала подготовить, как говорится, обкатать. Например, водителю Николаю Юганову сначала поручили возить на этих автобусах детей в пионерлагерь. А еще все шоферы, приехавшие на Олимпиаду из подмосковных городов, должны были ездить по столице СССР, изучать маршруты.

Оделись как летчики

Не менее пристальное внимание организаторы Олимпиады уделяли внешнему виду водителей. Встречавший болельщиков в аэропорту Николай Шкаликов вспоминает, что каждому водителю выдали форму. Состояла она из двух костюмов. Один был легкий, из джинсового материала серого цвета, а другой - более плотный, темно-синий, как у летчиков. Строгие галстуки в тон и голубые рубашки только усиливали это сходство, поэтому туристы иногда принимали водителей олимпийских автобусов за пилотов.

Почему иностранцы иногда принимали олимпийских водителей за пилотов?

На время соревнований водителей расселяли в гостиницах или общежитиях, специально отремонтированных к Играм. "Нам, например, досталось общежитие на улице Дмитрия Ульянова, - рассказывает Александр Марочкин. - Жили мы по три человека в комнате, и у нас график работы был через день. Сменщики уйдут, а я порядком занимаюсь, рубашки эти, как у летчиков, им стираю-глажу. Потом - наоборот. Дружно жили".

Олимпийский размах: что строили в Москве к играм-80 помимо стадионов

Жвачку брать нельзя!

Типичный рабочий день водителя Олимпиады-80 выглядел следующим образом. Большинство автобусов стояли на территории МГУ, в яблоневом саду. Специально для соревнований там сделали временное КПП и стоянку. Как вспоминает Александр Марочкин, водители работали на легендарных автобусах ЛАЗ.

"Были мягкие ЛАЗы, на них возили по музеям-концертам, - объясняет он. - А были еще и жесткие, как их называли, или ЛАЗ-695. Вот мы работали на них, возили иностранцев на спортивные мероприятия".

Основными маршрутами для водителей были стадион "Лужники", спорткомплексы "Олимпийский" и "Крылатское", дворцы спорта "Сокольники", "Измайлово" и "Динамо", а также конноспортивный центр "Битца". Каждый вечер по возвращению на стоянку автобусы проверяли сотрудники КГБ, но ничего страшного в этой процедуре не было, говорит Николай Шкаликов: "Максимум - могли вопросы задать, мол, ну как, чего? Салон осмотрят, багажник откроют, и все".

Впрочем, суровые ограничения все же были. Еще на инструктаже КГБ водителям сказали: жвачку и сигары брать ни в коем случае нельзя. Можно было разве что меняться значками, вспоминает Николай Юганов. "Но не скажешь же туристам, если предлагают: мне нельзя! - рассказывает он. - Старались найти выход из положения. Предложат тебе покурить, а ты: "Нет-нет, я просто не курю, спасибо".

Почему иностранцы иногда принимали олимпийских водителей за пилотов?

Русские медведи, удивленные французы и индийский плащ

Но строже всего в КГБ относились к личным вещам туристов, забытым в автобусах. "Если мы что-то обнаруживали в салоне автобуса, вечером нужно было сдать вещь проверяющим, - рассказывает Николай Юганов. - А дальше они сами возвращали".

Оперотряд МГУ: на Олимпиаде-80 органам безопасности помогали студенты

Советские власти не просто так уделяли повышенное внимание поведению шоферов. Западные СМИ, отговаривая читателей ехать на Олимпиаду в Москву, писали об отсутствии сервиса в СССР на всех уровнях. Чтобы опровергнуть эти утверждения, организаторы Олимпиады действовали по принципу "лишь бы гости были довольны", считает Александр Марочкин и приводит в пример случай, как однажды гостья из Индии потеряла плащ.

"Она даже не в автобусе его забыла, а где-то во время прогулки оставила, - говорит водитель. - Но все равно, чтобы она не расстраивалась, ей сказали: "Ничего, сейчас поедем в магазин, новый плащ купим". Так и взяли ей плащ за счет государства".

Александр Марочкин вспоминает, как его коллега однажды вез пару пожилых французов. Супруги очень хотели пить и купили лимонад, но вот незадача - открыть бутылку никак не получалось. "Друг мой увидел эту ситуацию в зеркальце, взял бутылку - щелк! - и сразу открыл. А все так совпало, что именно в этот день отмечали праздник военно-морского флота, и у француза глаза округлились: "Да вы тут все русские медведи!" Мы долго над этим смеялись".

Почему иностранцы иногда принимали олимпийских водителей за пилотов?

Проблем с языком не было

Иногда с водителями работали гиды, но порой приходилось возить иностранцев и без них. При этом проблем в общении с туристами не возникало. Во-первых, выручал трафарет с обозначением вида спорта на лобовом стекле автобуса - так гости Олимпиады понимали, на какие соревнования они могут поехать с этим водителем. Во-вторых, каждый водитель получал подробный заказ в письменном виде, где было указано, на какой стадион ехать и у какого сектора или выхода ждать болельщиков.

Конюшня и пресс-центр на колесах – что автопром СССР сделал для Олимпиады-80 >>

Легче всего было разговаривать с немцами, вспоминает Николай Юганов. "Ну а чего непонятного? - рассуждает он. - Скажут: "Фарен" - значит, надо ехать. Привезу, куда надо, они уходят, потом возвращаются и говорят: "бай-бай!" Значит, надо везти спать. Люди всегда смогут договориться. Так что скандалов и непониманий не было, все хорошо прошло".

Мы работать приехали

Находясь в самом центре событий, олимпийские водители, однако, не увидели практически ни одного состязания. Организаторы Игр сразу предупредили их: Олимпиаду они будут смотреть в основном по телевизору. Шоферам разрешили посетить лишь одно соревнование - на выбор.

Почему иностранцы иногда принимали олимпийских водителей за пилотов?
"Нужно было заранее заполнить заявку, мы с другом так пошли на велоспорт, нам было интересно, - говорит Александр Марочкин. - Но мы не обижались. Понимали же: мы сюда работать приехали".

Впрочем, многим водителям, припарковавшимся у стадионов, удалось посмотреть самую знаменитую часть закрытия Игр - полет Олимпийского Мишки. Но, по словам Александра Марочкина, соревнований им хватило и без этого, ведь после Олимпиады оргкомитет провел своеобразное первенство среди водителей. "У нас свои итоги подвели, - говорит он. - По количеству рейсов и отработанных часов. В результате водители из Коломны тогда заняли первое место, а мы, Орехово-Зуево, - третье".