Новости

Азербайджан должен быть готов к осеннему всплеску инфицирования COVID-19 - российский врач

Поздняя осень - сезон острых респираторных заболеваний, когда придут обыкновенные вирусы - грипп, парагрипп, и, к сожалению, многие эксперты прогнозируют, что эта пора ухудшит ситуацию с коронавирусом.
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен

Зарина Оруджалиева

В Азербайджан прибыла вторая группа российских специалистов на подмогу азербайджанским врачам, борющимся с коронавирусом на передовой. В состав командированной в Баку команды вошли представители Сеченовского университета и НИИ Скорой помощи имени Склифосовского. Ведущие российские специалисты в различных областях консультируют своих азербайджанских коллег в больницах Сумгайыта и регионов Азербайджана. Возглавляет группу российский пульмонолог, член-корреспондент РАН, заведующий кафедрой пульмонологии Сеченовского университета Сергей Николаевич Авдеев. В интервью Sputnik Азербайджан он ответил на самые актуальные вопросы, связанные с COVID-19.

Главный инфекционист ФМБА РФ: Азербайджан использует российские препараты против COVID-19

"В Азербайджан из России прибыло 33 человека. Цель поездки у всех одна и та же - борьба с COVID-19 в соседней с Россией стране. Здесь у вас сегодня нелегкая ситуация, в России относительно полегче. Правда, полегче в Москве, но в некоторых регионах ситуация настолько же сложная, как и в Азербайджане", - отметил Авдеев в начале беседы.

В Азербайджане ежедневно выявляется 500 новых случаев заболевания, это подтвержденные лабораторной диагностикой. Но реальных случаев может быть еще больше, считает он.

- Вы уже побывали в регионах Азербайджана, расскажите о ситуации там.

- Мы были в нескольких регионах - Астаре, Масаллы, Джалилабаде. Для нас, во-первых, было приятной неожиданностью, насколько тут действительно очень хорошие больницы. Например, больница в Джалилабаде оставила очень приятное впечатление, она абсолютно новая и очень хорошо оборудована. Да и то, что мы видели в регионах по борьбе с COVID-19, нас очень впечатлило.

Мы говорили со многими врачами. Все это случилось не сразу. Некоторые клиники начали работать с февраля, какие-то - с марта. На первом этапе было очень много недостатков, как и везде, как и у нас, как и во всем мире. А сегодня мы видим, что Азербайджан действительно очень серьезно относится к коронавирусу. Во всех больницах новое оборудование. Мы, как пульмонологи, всегда обращаем особое внимание на оборудование респираторной поддержки.

Врач бакинской клиники скончался от COVID-19 >>

- Как, по-вашему, заполнены ли пандемические больницы ?

- Сказать, что переполнены, я не могу. Для меня понятие переполнено - это когда койки стоят в коридорах, на них лежат пациенты и их много. Здесь такого нет. Но практически все больницы, в которых мы были, заполнены. Свободных коек очень мало. Если пациенты выписываются, сразу поступают новые.

В Азербайджане число излечившихся от COVID-19 намного превысило число зараженных за сутки

- Какие конкретно рекомендации были даны вами азербайджанским коллегам?

- Принципиальных рекомендаций не было. В основном они касаются каких-то нюансов по лекарственной терапии, по респираторной поддержке. Это не столько замечание, сколько обмен мнениями. Наверное, это всегда интересно и для нас, и для азербайджанских врачей. Этим так называемым обменом мы начали заниматься еще с февраля, когда у нас появились первые пациенты. Естественно, тогда первыми врачами, с кем можно было бы поговорить на эту тему, были медики из Китая. Сегодня, я думаю, ситуация в мире такова, что практически везде, в любой стране, можно найти опытных специалистов по этой проблеме.

- Недавно в Азербайджане ввели практику лечения больных с легкой формой коронавируса на дому. Насколько эффективным может быть это лечение?

- Вполне эффективным. Точно такая же практика существует и в России. Легких пациентов мы не госпитализируем. Они наблюдаются в амбулаторных условиях. Но лечение на дому не значит, что пациент предоставлен самому себе. Ему назначается лекарственная терапия, проводится определенный мониторинг состояния. Если состояние ухудшается, иногда бывает и так, то больного помещают в стационар. То есть он находится под контролем - за ним постоянно наблюдают.

Своих не бросаем: Россия передала соседям более 400 тысяч тестов на коронавирус >>

- А часто ли встречаются осложнения во время амбулаторного лечения?

- Бывают. Сказать, что часто, нет. Но это может случиться. Поэтому очень важно постоянно поддерживать контакт с врачом. В Азербайджане служба организована точно так же, то есть пациент постоянно находится в зоне внимания медицинского персонала.

- Пациентам с легкой формой COVID-19 рекомендованы витамины. Насколько они могут быть эффективны, даже тот самый разрекламированный "Арбидол"?

- Если говорить об "Арбидоле", то он сегодня уходит из листа терапии. Как ни странно, несмотря на то, что препарат исходно российский, в России им не пользовались с самого начала. Его активно использовали наши китайские коллеги. Он применялся в Германии, но в России его не было. Сегодня, если говорить про лекарственную терапию, то наиболее эффективен "Фавипиравир". Это один из немногих препаратов, который работает против COVID-19. И то, что мы видим здесь, очень широко назначается именно он.

Кубинские врачи прибыли лечить азербайджанских больных коронавирусом

- Какие остаточные явления наблюдаются у переболевших?

- В основном легочные проблемы, так называемые остаточные изменения в легких. Они, к счастью, встречаются не так часто, но мы сегодня активно обсуждаем проблему легочного фиброза. У каких пациентов он будет, и если будет, то как станет себя вести. Если говорить честно, то сегодня точной информации нет, потому что опыт ведения таких пациентов и время наблюдения за ними пока еще не очень большой.

- Некоторые врачи говорят о снижении фертильности среди переболевших коронавирусом пациентов. Так ли это?

- Да как это можно утверждать? Прошло-то всего немного с начала эпидемии. Я думаю, пока это все является непроверенной информацией. Сложно судить, что это действительно так. Что мы видим? Поражаются легкие. Очень часто поражается система свертываемости крови, нередко случается поражение почек, миокарда. Все, что связано с другими проблемами, они могут быть, но намного реже.

- Есть ли отличия между больными в России и Азербайджане?

- Болезнь везде протекает одинаково. То есть это сложная болезнь, которая приводит к тяжелым сценариям, таким как острая дыхательная недостаточность. У вас тяжелые пациенты находятся на кислородной терапии, им проводится неинвазивная вентиляция или даже искусственная вентиляция легких.

Директор Клинического медицинского центра освобожден от должности >>

- У нас на сегодня 67 человек подключены к аппаратам искусственной вентиляции легких. Много ли это для Азербайджана?

Выросло число больных коронавирусом, находящихся в критическом состоянии

- Если говорить о темпах заболевания - 500 в день, то не у всех, к сожалению, положительная динамика. Мы это знаем. Это знают и азербайджанские врачи. Мы обсуждали эту проблему. Нет, это нормальная цифра. Но я хочу сказать, опять же с точки зрения респираторной поддержки: сегодня в Азербайджане очень широко, и это правильно, используется неинвазивная вентиляция легких. Сипап-терапия, то есть вентиляция через маску. Это очень эффективно и предупреждает вентиляцию легких через ИВЛ. Сипап-терапия очень широко используется не только в Баку, но и в регионах.

- В Азербайджане все эти месяцы ждали аномальную жару, чтобы инфицирование снизилось, но легче летом не стало.

- Скажу честно, мы тоже ждали, что с потеплением у нас будет меньше больных. Да, у нас стало их меньше, но это все-таки связано не с теплом. В России были введены очень строгие карантинные меры. Например, в Москве вводили строгий карантин. В апреле-мае запрещали выходить на улицу без спецпропусков, поэтому людей на московских улицах совсем не было. В метро было абсолютно пусто. Вот эти строгие меры дали результат. А если говорить про температуру, то в Бразилии и Индии очень жарко, но, тем не менее, случаев инфицирования очень много.

- Что нужно предпринять, чтобы у больного коронавирусом не проявились осложнения? Сегодня все задаются этим вопросом. Те, кто заразился, опасаются, что им может понадобиться реанимационная помощь...

- У тех счастливых пациентов, кто болеет легко и бессимптомно, наверное, осложнений будет очень и очень мало, если не будет вообще. У тех же, кто болеет тяжело, так, что развивается снижение сатурации, гипоксемия, то здесь риски осложнений намного больше. Ну, как можно предотвратить тяжелое течение? Наверное, это вопрос, на который нельзя ответить в данный момент.

Минздрав пояснил, на какие группы делятся больные COVID-19 >>

- Какой период охватывает процесс реабилитации после болезни?

- При обычной пневмонии таких осложнений, как острая дыхательная недостаточность, меньше. Действительно, у нас есть внебольничная пневмония, тотальная, большая, тяжелая. Но, честно говоря, такой доли тяжелых случаев, как при COVID-19, нет и никогда не наблюдалось. Реабилитация зависит от тяжести состояния при выписке. К ней мы приступаем только-только. У нас буквально в течение последних недель появились рекомендации, стандарты и так далее. Это очень важно для пациента.

Минздрав России направил в Баку группу специалистов для помощи в борьбе с COVID-19

Реабилитация - это такая комплексная программа, которая включает сразу несколько программ. Очень важно выполнять физические тренировки на весь комплекс мышц человека. Например, это может быть умеренная физическая нагрузка-ходьба. Есть тренировки, специально направленные на дыхательную мускулатуру, дренаж дыхательных путей. Существуют программы, связанные с питанием, с психологической поддержкой. Все это включает в себя понятие реабилитации.

- Опасен ли коронавирус тем, кто уже переболел пневмонией когда-то?

- Абсолютно нет разницы, болел человек ранее пневмонией или не болел. С точки зрения того, может ли быть бывшая пневмония фактором риска, нет. Человек, переболевший обычной пневмонией, может так же легко заразиться и COVID-19.

- Какие прогнозы вы можете дать на осень 2020 года - ожидается ли наплыв больных?

- На раннюю или позднюю осень?

- Скорее, на позднюю...

- Ну, поздняя осень - это сезон острых респираторных заболеваний. То есть придут обыкновенные вирусы - грипп, парагрипп и так далее. К сожалению, многие эксперты прогнозируют, что эта пора ухудшит ситуацию с коронавирусом.

Азербайджанский врач, спасший жизни сотни солдат, подключен к аппарату ЭКМО >>

Многие это называют второй волной, хотя мне сложно разделять первую и вторую волны. Для меня это та самая волна, которая началась зимой. Вполне возможно, что мы в осенне-зимний период будем иметь ухудшение ситуации с COVID-19. Мне не хотелось бы, чтобы эти слова оказались правдой. Но, тем не менее, мы готовимся. У нас в стране есть зарезервированные госпитали, которые сегодня стоят пустые, однако они полностью готовы к будущему неблагоприятному сценарию. И у вас подготовка к подобному сценарию ведется точно такая же.