Кямаля Алиева, Sputnik Азербайджан
Работы азербайджанской художницы Камиллы Зарбалиевой впервые были представлены на онлайн-выставке одного из самых крупных аукционных домов Christie's. Подробно о своем успехе и своих работах мастер кисти рассказала в интервью Sputnik Азербайджан.
- Камилла, аукционный дом Лондона Christie's является одним из самых крупных мировых арт-рынков. Как они узнали о ваших работах?
- Это было большой неожиданностью. Christie's объявил о том, что будет выбирать заинтересовавшие их работы для своей онлайн-выставки.
Я выложила свою работу "Африка" у себя на странице в соцсети. На картине изображена африканка с тюрбаном на голове. Этот пестрый головной убор носят народы Северной Африки. На тюрбане я применила настоящие украшения — бирюзу, жемчуг, бисер, позолоченные монетки и серьгу, которую моя мама покупала в Дубае в далеком 1993 году. В детстве мы часто ездили туда к друзьям на праздники. С годами одна серьга затерялась, оставшуюся я использовала в картине.
Вторая работа представляет собой один из моих набросков, которые я писала, пытаясь найти то, что зацепит меня, и что в итоге я смогу перенести на холст. Остановилась на одном скетче и выставила его в соцсеть. В итоге аукционному дому приглянулся именно этот скетч и моя картина "Африка".
Очень приятно осознавать, что из сотен выставленных работ они выбрали около 20 картин художников из разных стран и среди них была не одна, а две мои работы.
- До этого вы выставляли свои работы на каком-то аукционе?
- Пока мои картины заметил аукционный дом Christie's для онлайн-выставки. Но, думаю, первые шаги к этому я уже сделала. Это может быть долгий кропотливый и тернистый путь, но оно того стоит. Такие аукционы как Christie's и Sotheby's выставляют и продают работы великих художников за миллионы, но также и торгуют произведениями современных мастеров кисти. Это была бы большая радость для меня - попасть в эти ряды. Ведь я собираюсь посвятить всю свою оставшуюся жизнь творчеству.
- Часто ли ваши работы приобретают иностранцы?
- Всегда приятно, когда картины вывозятся за пределы страны. Да, конечно, мои работы приобретали иностранцы. Одним из запоминающихся событий в моем творчестве была презентация картины президенту Всемирного боксерского совета Маурисио Сулейману. Я написала его портрет вместе с отцом, и глава боксерского совета был очень растроган, так как его отец к тому времени уже покинул этот мир. Мои картины также вывозились в Италию, Чехию, Мексику, Лондон.
- Как вы стали художницей? И как считаете, нужно ли образование мастеру кисти?
- Я рисую с самого детства. Смотрела показы Пако Рабана, как он делал наброски моделей, и мне это очень нравилось. Я рисовала моделей из журналов. В школьные годы мечтала поступить в художественную академию, но родители были против и в итоге я выучилась на экономиста. Помню, у нас в школе была команда КВН, в которой я участвовала, и большой плакат команды был нарисован мной.
В годы учебы в университете я как-то рисовала нашего педагога на одной из лекций. После ее окончания он подошел ко мне и сказал: "Камилла, что ты писала все время?" И я показала ему его портрет, который нарисовала ручкой. Он был очень удивлен и спросил, может ли он забрать этот лист себе на память. Я вырвала страничку из тетради и подарила портрет. Затем я некоторое время работала по специальности, но потом поняла, что больше не могу находиться в чужой оболочке и решила вернуться к тому, чем живу - к искусству.
Образование нужно в любой отрасли, качественное и углубленное. Но есть такое выражение - "Талант от Бога": без этого образование не поможет.
- В каких жанрах любите рисовать свои картины?
- Начинала я писать картины в стиле ню. У меня всегда был интерес к этому направлению. Наравне с красивым пейзажем есть и красота обнаженного тела, когда созерцаешь каждый мускул, изгиб, мышцу, грудь, ладони и передаешь это на холст. Особенно я люблю смотреть на руки человека. Недавно написала картину рук одного мастера гончарного дела из Копенгагена. Мне понравились эти жилистые руки с напряженными венами. Красота!
Люблю сюрреализм во главе с Сальвадором Дали. Последние мои картины в стиле кубизма. После изучения творчества Пикассо я решила попробовать себя в этом направлении. Хочу быть многогранным художником, которому есть что показать этому миру. Чтобы суметь рисовать в стиле кубизма и абстракции, мастер кисти должен в совершенстве овладеть искусством писать обнаженное тело. Все истоки ведут к этому, потому что только тщательно изучив тело, художник может грамотно преобразить все в геометрические фигуры.
- Как возникают темы для новых работ?
- Темы для работ могут зависеть от настроения, когда на душе радость или грусть, или в результате какого-то события, когда бабочки в животе порхают. Могут возникнуть после просмотра фильма, который оставил впечатление. Идеи могут прийти в голову, когда изучаешь творчество великих художников и воодушевляешься их работой, проносясь через века, могут они прийти и во сне.
- На большинстве ваших картин изображены обнаженные мужчины и женщины в момент страсти. Чем вас привлекают такие сюжеты?
- Это ведь красиво! В этом есть дикая будоражащая энергетика. То, как они смотрят друг на друга, по движению рук, направлению головы, изгибам тела можно понять, что именно хочет передать картина: животную страсть, трепетную любовь, страдание или грусть. Но у меня есть немало картин совершенно в другом жанре - мать с младенцами, пейзажи, натюрморты, абстракция, но акцент всегда приходится, как я говорю, на "кричащее". Пусть будет так, я не против, ведь они и есть мое детище.
- В основном рисуете с натуры или же обращаетесь к своему воображению?
- Когда как. У меня есть картины с натуры, но с чьей - сказать не могу. А воображение - это такое понятие, без которого не обойтись в любой картине. Это главная движущая сила каждого художника.
- Вообще есть ли в Азербайджане модели, готовые выступить в качестве натурщика для создания картин в стиле ню?
- Конечно. Я как-то ради любопытства сделала опрос на своей странице, что ищу натурщика и натурщицу для новой работы. Я написала: "Кто готов попозировать для меня обнаженным, отпишитесь". И вы знаете, такого наплыва желающих раздеться передо мной я не ожидала. Что ж, хочу сказать, мне было весьма приятно.
- В Азербайджане этот вид искусства не особо приветствуется. Вас часто, наверное, критикуют?
- В искусстве не может быть законов и границ. Исключение составляют (но это сугубо мое мнение) изображения насилия или, например, оскорбление религиозных ценностей. К тому же я бы не сказала, что в Азербайджане существуют границы в искусстве. У нас развитая страна, которая идет в ногу со временем. Художник - это человек, свободный от предрассудков и цепей.
Изображения обнаженной женщины появились еще до нашей эры. Интеллектуально развитый человек не должен реагировать на искусство как школьник восьмого класса на уроке биологии, когда впервые проходят тему "Размножение".
В моем творчестве есть совершенно разнообразные направления: сюрреализм, кубизм, классицизм, поп-арт, модернизм и так далее. Но общество любит заострять внимание на "кричащем". Даже если показать десять картин, в девяти из которых изображен младенец, а в одном ребенок и кормящая мать, люди запомнят и будут обсуждать участок кормящей груди.
Что по поводу критики, то это прошлый век. Да, я сталкивалась с критикой в начале своего пути, но довольно давно слышу не ее, а только восторг. Конечно, найдутся люди, которые будут придираться даже к творчеству Леонардо Да Винчи, но кого это волнует. Мои работы оценил аукционный дом Christie's, выдающийся художник современности Никас Сафронов, а также мои друзья, среди которых немало заслуженных художников Азербайджана. Критика нужна только самому критику.
- Как отразился карантин на вашем творчестве?
- Я полностью посвятила себя творчеству. Каждый день по 12-15 часов проводила перед холстом, писала новые картины, слушала лекции на тему "История искусства". Человек должен развиваться до конца своей жизни и оттачивать свое мастерство. Ведь нет предела совершенству.
- Какие еще у вас планы?
- В планах на будущее - иметь возможность презентовать свои картины на мировой арене. Вот к чему я стремлюсь. Я всегда была человеком с амбициями и оптимистом. Также мечтаю открыть собственную галерею в Баку. Люди должны увидеть работы вживую, чтобы окунуться в этот прекрасный мир искусства.