Новости

Уроки карантина: как отказаться от помпезных поминок и надо ли это делать

О том, что траурные церемонии в Азербайджане проходят чересчур помпезно и превратились в доходный бизнес, говорили давно, но ничего не предпринимали, а пандемия доказала, что хоронить близких можно и без лишних затрат.
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен

БАКУ, 3 мая — Sputnik, Зульфия Гулуева. Отказ от проведения многолюдных и помпезных траурных церемоний - самая большая моральная польза, которая принесла обществу пандемия опасного вируса, полагает депутат Милли Меджлиса Фазиль Мустафа.

Продавцы в шлемах и парикмахеры в масках: обнародованы новые правила работы сферы услуг

Полтора месяца люди спокойно и без всякого шума и помпезности проводят поминальные церемонии, без лишних затрат хоронят своих умерших, отметил собеседник Sputnik Азербайджан.

И теперь главное – чтобы после окончания пандемии все не вернулось в прежнее состояние, надеется он.

Вопрос о том, чтобы проще проводить как свадебные, так и поминальные церемонии, поднимался и раньше, даже применялись определенные административные меры.

"Но, к сожалению, результатов мы не увидели. Сейчас, очень может быть, люди просто вынуждены придерживаться правил особого режима из-за пандемии. Но потом могут снова вернуться помпезные поминки", - полагает парламентарий.

Между тем ахунд мечети "Аждарбей", теолог гаджи Ильхам Селимов считает, что применять какие-то ограничения на проведение поминок после окончания карантинного режима было бы неправильно.

"Эти обычаи и традиции у народа формировались десятилетиями, и препятствовать этому в какой-либо форме нельзя", - говорит он.

Ограничения, которые действуют в настоящее время из-за угрозы распространения коронавирусной инфекции на проведение похорон и поминок, вполне объяснимы. Все это нужно ради сохранения здоровья населения. Но и религия учит, что люди должны поддерживать человека в его горе.

Чрезмерное расточительство: сколько тратят азербайджанцы на поминальные ритуалы

"Тут речь может идти лишь о том, чтобы не допускать излишней расточительности на поминках, о чем немало говорилось и до пандемии. Но полностью отказаться от проведения поминальных церемоний мы не можем, таковы обычаи и традиции народа", - убежден ахунд.

В исламе существует свой порядок и правила обрядов похорон и поминок, напомнил в беседе со Sputnik доктор философии по теологии Эльшад Махмудов. В Азербайджане, как и в ряде других стран, наряду с этими правилами существуют также традиции, сформированные у самого народа. То есть, они связаны не с исламом, а с самим народом. И если эти обряды и традиции создают определенные проблемы, их можно обсуждать и решать, считает он.

К примеру, в Азербайджане принято проводить церемонии на 3-й, 7-й и 40-й день после смерти человека, но с исламом это никак не связано, подчеркнул теолог. Умершего поминают три дня, и выражать соболезнования умершим надо в течение первых трех дней.

"В исламе также предусмотрено, что людей в горе необходимо поддерживать. Но у нас все наоборот. Человек потерял своего близкого, и сам занимается подготовкой поминок, готовит еду и прочее", - заметил он.

Необходимо следовать основополагающим принципам ислама, а сформированные у народа обычаи и традиции можно обсуждать, чтобы и после пандемии траурные церемонии организовывались так, как учит ислам.

В настоящее время поминки превратились в бизнес, считает Махмудов. В течение 40 дней человек тратит большие суммы на организацию траурных церемоний.

В период карантина азербайджанцы продолжают создавать семьи, но не могут развестись >>

"Государству сложно вмешиваться в определенные традиции народа. Но соответствующие структуры могут вместе работать в этом направлении", - убежден теолог. Он уверен, что при желании и в этом вопросе можно добиться положительных результатов.