Новости

Михаил Кононов: неисполненные амбиции звезды "Большой перемены"

Бесхитростная комедия "Большая перемена" любима зрителями до сих пор. Однако об актере, сыгравшем ее главного героя - учителя истории Нестора Северова, довольно быстро забыли...
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен

Кононов был блистательным исполнителем в не менее блистательном ансамбле, но режиссеры, наверное, считали, что солировать отдельно он не может или будет в этом качестве не убедительным.

Азербайджанцы могут сняться в одной картине с Ди Каприо и Де Ниро

Великая кинематография СССР является общим наследием стран постсоветского пространства. Вот уже почти тридцать лет нет Советского Союза, но не только мы, родившиеся и дошедшие до зрелости в этом государстве, но и последующие поколения, которые появились на свет позже, продолжают с удовольствием смотреть фильмы советского производства.

Элитное кино, созданное такими гениальными мастерами, как Андрей Тарковский, Кира Муратова, Алексей Герман, поражали глубиной мысли и интеллектуальностью замысла, комедии Леонида Гайдая, Георгия Данелия, Эльдара Рязанова любимы многими поколениями. Фильмы Василия Шукшина, Арифа Бабаева, Толомуша Океева, Сергея Герасимова, Станислава Ростоцкого, Сергея Бондарчука, Никиты Михалкова, Гасана Сеидбейли, Александра Прошкина и многих других советских режиссеров до сих пор вызывают не ослабевающий интерес у самого молодого кинематографического зрителя.

Chanel и Tribeca Film Festival проведут киносмотры и объявят лауреатов онлайн

В СССР снимали и телефильмы, которые не претендовали на особенную глубину замысла и творческой мысли, а преследовали цель просто развлечь зрителя. Некоторые из этих многосерийных фильмов получали неслыханную популярность и становились вопреки прогнозам на десятилетия любимыми картинами сменяющих друг друга поколений.

Одной их таких является снятая в 1973 году режиссером Алексеем Кореневым "Большая перемена". Эта бесхитростная комедия произвела фурор по всей стране. Коренев собрал в этом фильме великолепный актерский ансамбль. В картине снялись великие Михаил Яншин, Ролан Быков, Евгений Леонов. Прекрасно сыграли свои роли Александр Збруев, Владимир Басов, Лев Дуров, Светлана Крючкова и другие прославленные актеры. Главную роль учителя истории Нестора Петровича Северова в этом фильме блистательно исполнил актер, которому на этой неделе исполнилось бы 80 лет.

Михаил Кононов: неисполненные амбиции звезды "Большой перемены"

Михаил Кононов, сыгравший Северова, как ни странно, не жаловал "Большую перемену" и образ, который он в этой картине создал. Кононов считал, что сценарий был очень слаб (что в целом соответствовало истине) и долгое время отказывался сниматься.

Александр Прошкин - режиссер, которому веришь с первого кадра

Кстати, первоначально на роль Нестора Петровича режиссер пригласил Андрея Мягкова, который по убеждению постановщика блистательно сыграл бы Северова. Однако Мягков выдвинул условие режиссеру - снять в одной из главных ролей в фильме его жену, актрису Вознесенскую. Актрисы на все роли были утверждены и Коренев отказался пересматривать свое решение, после чего Мягков категорически отверг его предложение воплотить образ Нестора Петровича.

Однако, согласитесь, уважаемые читатели, именно Алексей Коренев первый заметил в Мягкове те возможности, которые через некоторое время блистательно использовал Эльдар Рязанов, пригласив актера на роль Лукашина в "Иронии судьбы", а потом Новосельцева в "Служебном романе".

После отказа Мягкова Коренев предложил роль Кононову. Актер долго отказывался, но затем дал согласие. Кононов искренне не понимал, почему картина, где он сыграл главную роль, пользовалась такой неслыханной популярностью и несколько раз в своих интервью отмечал, что своей смотрибельностью "Большая перемена" обязана тому, что великолепные актеры, снимавшиеся в этой картине, смогли своей искрометной игрой загладить все погрешности сценария. Как я уже отмечал, Кононов во многом был прав, но все же пренебрежение, с которым актер относился к этой картине, несколько коробило.

Легендарная любовь: как снимался сериал о Магомаеве и Синявской

Михаил Кононов был человеком весьма сложного характера. Внешность во многих случаях бывает обманчива. Та лучезарность, которая исходила из исполненных им образов, никак не касалось самого Михаила. Он закончил театральное училище имени Щепкина и притом был на одном курсе с такими выдающимися в будущем мастерами сцены и экрана, как Олег Даль, Виталий Соломин, Виктор Павлов.

Талант Кононова был замечен, и после окончания училища он был приглашен в прославленную труппу Малого театра. Там он довольно удачно вписался в коллектив и после пяти лет службы в 1968 году Кононов начал репетировать роль Хлестакова в гоголевском "Ревизоре". Однако, не завершив репетиции, он ушел из Малого театра. Есть две версии, объясняющие его уход. Первая - руководство театра было недовольно тем, что Кононов часто снимается в кино. В таком случае непонятно, почему администрация так долго терпела кинокарьеру молодого актера? Вторая версия мне кажется более правдоподобной. Кононов во время репетиции бросил несколько дерзких реплик, которые вывели из себя мэтров Малого, и судьба его была решена.

Михаил Кононов: неисполненные амбиции звезды "Большой перемены"

Актер попрощался со сценой и полностью посвятил себя кино. Надо отметить, что Кононов с самого дебюта был замечен публикой и критикой. Дебютировал он не у кого-нибудь, а у мэтра советского кинематографа Ивана Пырьева в фильме "Наш общий друг", удачно сыграв Витьку. Именно в этом фильме обозначился типаж Кононова, от которого актер до конца жизни так и не смог избавиться.

Прославившийся на весь мир азербайджанец показал, как жил до популярности

Все видели в нем бесхитростного паренька с ясными глазами. Именно используя эти свои типажные возможности, он сумел создать запоминающиеся образы Кольки в "Первом троллейбусе", Аникина в "До свидания, мальчики!", Алеши в "Огне брода нет" и младшего лейтенанта Малешкина в "На войне, как на войне".

Особенно сильно запомнился образ молодого идейного ревкомовского писаря Алексея в фильме "Начальник Чукотки". Вторую главную роль (антипода Алексея) в этом фильме играл великий Алексей Грибов. Мэтр был как всегда безупречен, но Кононов блистательно показал себя в этом комедийном дуэте. В этом же 1966 году Андрей Тарковский пригласил Кононова на небольшую роль Фомы в своем шедевре "Андрей Рублев". Михаил Кононов до конца жизни считал именно эту роль самой главной в своей карьере.

Как ни странно, Кононов к своим ролям, которые принесли ему широкую популярность, относился довольно пренебрежительно. Это касается не только "Большой перемены", но и "Начальника Чукотки", и "Гостьи из будущего" (космический пират Крыс), и целого ряда других фильмов.

Народный артист: в советском кино была строгая система

Мне лично очень нравится исполнение Кононовым роли Павлика в шедевре Глеба Панфилова "Начало", а также Мити Ярмолюка в фильме "Здравствуй и прощай".

Очень удачно Кононов снимался в фильмах для детей. Вспомним его работы в сказках "Финист-ясный сокол" ,"Пока бьют часы", "Кольца Альманзора".

Но режиссеры не торопились приглашать Кононова на главные роли в серьезных фильмах. Почему? Профессионал он был отменный. Так в чем же дело? Как мне кажется, не только в сложном характере Михаила Ивановича. И даже не в том, что внешность актера сделала свое дело и типаж его устоялся в головах постановщиков. Как мне кажется, Кононов был силен в ансамбле блестящих актеров, где он не терялся, а наоборот, блистал своими красками. Но оставаясь один, когда обязан был тянуть картину на себе, он не мог справиться - или во всяком случае режиссеры так предполагали.

Михаил Кононов: неисполненные амбиции звезды "Большой перемены"

Судите сами: в тех редких фильмах, когда Кононов играл главные роли в окружении прославленных партнеров, он был убедителен. С Грибовым в "Начальнике Чукотки", с целой россыпью выдающихся актеров в "Большой перемене". В "Начале" он запоминается тем, что прекрасно ведет свою линию, подыгрывая гениальной Инне Чуриковой. Кононов был блистательным исполнителем в не менее блистательном ансамбле, но режиссеры, наверное, считали, что солировать отдельно он не может или будет в этом качестве не убедительным.

С конца 80-х Михаил Кононов все реже появлялся на экране. Он сыграл офицера КГБ в картине Юрия Кары "Пиры Валтасара, или Ночь со Сталиным", а в 1992 году Климента Ворошилова в драме Андрея Михалкова-Кончаловского "Ближний круг". Были и некоторые другие роли, но в актив актера их не отнесешь.

Что смотреть после «Паразитов»?

Михаил Кононов не принял новые реалии российского кинематографа. Он отказывался от многих сценариев, которые ему предлагали в 90-е годы. Да и с началом двадцать первого века ситуация для него не изменилась. Представьте себе, если Кононов в свое время в пух и прах разнес драматургический материал "Большой перемены", то как он относился к сценариям последнего времени. Он считал, что такого отношения к искусству терпеть нельзя и был хозяином своего слова.

Он продал московскую квартиру, решив строить дом в Подмосковье. На своем земельном участке выращивал фрукты и овощи. Однако вскоре попал в очень стесненное финансовое положение. И это совпало с развитием у него тяжелой болезни.

Создатель незабываемых образов лучезарных героев, но мечтающий играть сложные психологические роли Михаил Иванович Кононов умер 16 июля 2007 года на 68-м году жизни.