Самым знаменитым фильмом режиссера-постановщика Александра Прошкина, безусловно, является "Холодное лето пятьдесят третьего…", который прогремел по всему СССР во второй половине восьмидесятых, в самый разгар так называемой "перестройки".
"Крепкий орешек" из Голливуда: нестареющий Брюс Уиллис отмечает юбилей >>
Картина, которая пользовалась громадным интересом публики, была снята очень профессионально, без всякой фальши и эффектов рассказывала о периоде после смерти Сталина и ареста Берии. Действие фильма происходит в глухой северной деревушке, где влачат жалкое существование двое заключенных, "врагов народа" - Копалыч и Лузга. Роль Лузги исполнял Валерий Приёмыхов, а роль Копалыча стала последней киноработой великого актера Анатолия Папанова.
Фильм был широко обсуждаем в обществе и получил Государственную премию СССР в 1989 году. Во многом своим безоговорочным успехом картина обязана выдающемуся советскому, а потом и российскому режиссеру Александру Анатольевичу Прошкину, которому сегодня исполняется восемьдесят лет.
Орнелла Мути: потрясающая красота и блистательный талант >>
Не скрою, он является одним из уважаемых мною режиссеров советского кинематографа. Работы Прошкина всегда отличала добротность, точность, правдивость. Даже когда в его фильмах разворачивались весьма печальные истории, Прошкин умело вводил в действие штрихи, которые наделяли картину оптимизмом. Прошкин из тех режиссеров, которые настроены на позитив, и все его работы убеждают зрителя, что нет безвыходных ситуаций, надо верить в будущее, а в нем обязательно встретится лучшее.
Родившись в Ленинграде в творческой семье, Александр по окончанию школы решил посвятить себя театру и кино. Он поступает на актерский факультет Ленинградского театрального института имени Островского, который с успехом оканчивает в 1961 году. Затем он работает в труппе театра Комедии, под руководством выдающегося советского театрального режиссера Николая Акимова. Личность Акимова оказала на Прошкина сильное влияние: Александр, благодаря мэтру, обнаруживает в себе режиссерский потенциал и поступает на Высшие режиссерские курсы при Гостелерадио СССР, которые оканчивает в 1968 году.
Прошкин долгое время очень плодотворно работает на телевидении в качестве постановщика. Представители старшего поколения наверняка отлично помнят один из первых телесериалов того времени "Ольга Сергеевна". Фильм этот, в котором главную роль исполнила неповторимая Татьяна Доронина, вышел на телеэкраны в 1975 году и произвел очень сильное впечатление. Ведущие советские издания развернули на своих страницах бурную полемику вокруг этой картины. В сериале был подобран превосходный актерский ансамбль, как, впрочем, во всех кинопроектах Прошкина.
Не могу не отметить еще один телевизионный, многосерийный художественный фильм Прошкина "Стратегия риска", которую он снял во второй половине семидесятых. Картина поставлена по сценарию Рустама Ибрагимбекова и была посвящена судьбе нашего великого земляка Фармана Салманова, которого в фильме играл Анатолий Парра. Эта работа Прошкина была также высоко оценена как любителями кино, так и критикой.
После этого сериала Прошкин один за другим выпускает три телефильма, которые также оказались весьма успешны. "Инспектор Гулл" с Юозасом Будрайтисом, детектив "Частное лицо" с Анатолием Кузнецовым и, наконец, ставший очень популярным "Опасный возраст". В этой картине рассказывается о жизненных перипетиях парфюмера-дегустатора (Прошкин задолго до современного сериала "Нюхач" сделал героем своего фильма человека этой профессии). Главную роль играл Будрайтис, а роль его жены - несравненная Алиса Фрейндлих. Должен отметить, что роль их сына по фильму досталась сыну Олега Табакова Антону и, по моему мнению, Антон сыграл в этом фильме одну из своих лучших ролей в кино.
Славный путь - путь к славе: зрители не забудут талант Пола Ньюмана >>
После успеха этого фильма во второй половине восьмидесятых Прошкин приступает к съемкам из серии "Жизнь замечательных людей". Его телесериал "Михайло Ломоносов" вызвал фурор и в очередной раз подтвердил высокий профессионализм постановщика. Вновь был подобран великолепный актерский состав, который вместе с прекрасной режиссурой обеспечил фильму оглушительный успех.
После "Холодного лета пятьдесят третьего…" Прошкин возвращается к ЖЗЛ и снимает телесериал "Николай Вавилов" о судьбе великого советского академика-биолога. Картина имела достаточный успех и была отмечена прекрасными актерскими работами.
В постсоветское время Александр Прошкин продолжает активно работать, и каждый его фильм становится событием в культурной жизни. "Увидеть Париж и умереть", "Чёрная вуаль", "Русский бунт" (экранизация пушкинской "Капитанской дочки"), "Трио"- все эти картины тепло были приняты публикой. В 2006 году Прошкин обращается к бессмертному творчеству великого Бориса Пастернака и экранизирует "Доктор Живаго", где главные роли играли бесподобные Олег Меньшиков, Чулпан Хаматова, Олег Янковский. Экранизация вызвала противоречивые дискуссии, но, по моему мнению, вариант Прошкина был значительно лучше и достовернее зарубежного фильма, где главную роль исполнял Омар Шариф.
Столетие славы: режиссер, чьи фильмы не оставляли равнодушным никого >>
Следующий фильм Прошкина "Живи и помни" вызвал громкие обсуждения. В экранизации одноименной повести Валентина Распутина речь шла о судьбе дезертира, которого прятала жена неподалеку от своей деревни. В фильме были заняты Дарья Мороз, Сергей Маковецкий, Анна Михалкова, Евгения Глушенко. Режиссер сумел довести до зрителя пронзительную прозу Распутина и вместе с актерами убедительно показал трагедию, происходящую в далекой русской деревне.
Александр Прошкин и дальше продолжал снимать картины, которые были отмечены как публикой, так и специалистами. "Чудо", "Искупление", "Райские кущи", "Охрана" - последние фильмы режиссера, которые наглядно указывают на неувядаемый талант и профессионализм постановщика.
Мы присоединимся к поздравлениям по поводу славного юбилея Александра Анатольевича Прошкина и надеемся, что выдающийся режиссер еще не раз порадует нас своими талантливыми постановками.