Новости

Москве нет смысла отвлекаться на "сделку века" - по следам визита Нетаньяху в Россию

Нетаньяху понимает, что Израилю важно заручиться как минимум нейтралитетом Москвы в отношении "сделки века", особенно если дело дойдет до голосования в Совбезе ООН, считает эксперт Дмитрий Евстафьев.
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен

Александра Зуева, Sputnik Азербайджан

Накануне в Москве состоялась встреча российского президента Владимира Путина с премьер-министром Израиля Биньямином Нетаньяху. Последний прибыл в Россию для обсуждения с Путиным "сделки века" по палестино-израильскому урегулированию, предложенной президентом США Дональдом Трампом. Путин, в свою очередь, сообщил Нетаньяху о подписанном им указе о помиловании осужденной в России Наамы Иссахар. О том, какой вывод стоит сделать из состоявшихся переговоров лидеров двух стран, Sputnik Азербайджан поинтересовался у политолога, профессора Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики" Дмитрия Евстафьева.

Согласие палестинцев и не планировалось: эксперт о "сделке века" >>

- Для чего израильскому премьеру понадобилось лично оповещать Путина о "сделке века"?

- Нетаньяху решал два вопроса: с одной стороны, он поднимал свой политический вес, красиво и мотивировано совместив информирование Путина о "сделке века", которую, думаю, корректнее было бы называть "план Трампа-Нетаньяху", с решением важной для себя в имиджевом плане задачи по освобождению осужденной в России израильтянки Наамы Иссахар, что, конечно, прибавит ему очков.

Помилованная Путиным израильтянка вышла на свободу

С другой стороны, Нетаньяху вполне прагматично понимает, что Израилю важно заручиться как минимум нейтралитетом Москвы в отношении "сделки", особенно если дело дойдет до голосования в Совете безопасности ООН.

Есть, конечно, определенные сомнения в том, что израильское руководство всерьез рассчитывает на некое глобальное одобрение нового варианта мирного урегулирования, однако сам факт молчаливой поддержки Кремля его обсуждениях, а тем более участия в обсуждениях в нерадикально критическом формате, весьма ценен.

А если удастся вовлечь Москву в некие посреднические коммуникации с арабскими странами, которые относятся с доверием и лично к Путину, то это можно считать выполнением программы-максимум.

- Значит, освобождение осужденной в России израильтянки все-таки политический ход?

- Скорее, гуманитарный с существенным политическим содержанием, основа которого – несколько укрепить позиции Нетаньяху на нынешнем раунде политической борьбы.

Политолог рассказал, что скрывается за предложенной США "сделкой века" >>

Израильтянка Наама Иссахар была осуждена в Подмосковье на 7,5 лет колонии за контрабанду и хранение наркотиков. Девушка была задержана в апреле 2019 года в транзитной зоне аэропорта Шереметьево по пути из Дели в Тель-Авив. В ее рюкзаке нашли почти десять граммов гашиша. Сначала она заявила, что наркотик везла для личных целей, а не для контрабанды. Но потом от своих слов отказалась, заявив, что не покупала запрещенные вещества и не знает, как они оказались в ее сумке. Девушка утверждала, что подписала какой-то документ на русском языке, не понимая его содержания. Позднее в ходатайстве о помиловании на имя президента израильтянка частично признала свою вину.

Отказаться от своего первородства за чечевичную похлебку - что предлагает Трамп Палестине

Нетаньяху, не будучи, конечно, пророссийским лидером, Москве вполне понятен, хотя и не всегда предсказуем. Вполне логично, что Москва не хотела бы на данном этапе замены израильского лидера на непредсказуемого радикала, который может пойти на жесткое военно-силовое обострение, например, с Ираном. Да и в принципе, "снять" с политической повестки такой постоянно раздражающий фактор, как израильтянка в российской тюрьме, при всей понятности и обоснованности приговора, Москве было тоже выгодно.

- Какова в будущем может быть позиция РФ по "сделке века"?

- Пока заинтересованность России в прямом вовлечении в процесс реализации "плана Трампа-Нетаньяху" минимальна, если вообще существует. У России нет жизненно важных ресурсов, чтобы принимать активное участие в этих процессах.

Азербайджан и Израиль являются оплотом мира, стабильности и безопасности - посол

Напомним, что любое "израильско-палестинское урегулирование" - это деньги, еще раз деньги, наконец – деньги и совсем немного политического конструирования, но можно и без него. Тогда как Трамп, хоть он и сказал, что Америка готова финансировать сделку и обозначил вполне ощутимые суммы, обычно деньги в "хорошие сделки" не вносит, а выносит. Он собирается не тратить, а заработать на всем этом политическом урегулировании, иначе Трамп не был бы Трампом.

Естественно, возникает вопрос, кто будет "сделку" оплачивать. В этих условиях у Москвы совсем нет резона проявлять какую-то повышенную активность в этом вопросе. Вполне достаточно проявить сочувствие и соучастие, а также реализовать – при условии, если в этом возникнет реальная необходимость – потенциал посредничества, в том числе и между различными палестинскими фракциями.

Политолог: план США по палестино-израильского конфликту вызывает сомнения >>

Но основной фокус интереса России – усиление влияния в пространстве глобального индустриально-логистического коридора "Север-Юг" и трансформация военных успехов в Сирии в устойчивые геоэкономические позиции в пространстве условного "Большого Леванта" при сохранении партнерских отношений с Турцией. Нет смысла отвлекаться на что-то менее принципиальное.

Суть вопроса

Президент США Дональд Трамп 28 января объявил об итогах разработки "сделки века" - проекта палестино-израильского урегулирования. План предусматривает создание государства Палестина и его демилитаризацию, при этом Израиль сохранит контроль над востоком реки Иордан, а Иерусалим останется его неделимой столицей.

Консенсус может зависеть от числа боеголовок – эксперт о встрече "пятерки" СБ ООН

Премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху заявил, что сделка предполагает также признание столицей Палестины города Абу-Дис на восточной окраине Иерусалима, "за ограждением" города. Одновременно план предлагает инвестиции в 50 миллиардов долларов для нового палестинского государства. Предполагается, что переговоры по заключению окончательного соглашения должны пройти в течение четырех лет.

Лидер Палестины Махмуд Аббас отверг новый план, заявив, что палестинцы настаивают на признании своего государства в границах 1967 года со столицей в Иерусалиме.

Палестинцы в рамках процесса мирного урегулирования с Израилем, который в данный момент приостановлен, требуют, чтобы будущие границы между двумя суверенными государствами проходили по линиям, которые существовали до Шестидневной войны 1967 года, с возможным обменом территорий. Они надеются создать свое государство на Западном берегу реки Иордан и в секторе Газа, а Восточный Иерусалим хотят сделать его столицей.

Израиль отказывается возвращаться к границам 1967 года, а тем более делить с арабами Иерусалим, который уже объявил своей вечной и неделимой столицей.