БАКУ, 15 дек— Sputnik. Зульфия Гулуева. Вопрос перегруженности школьников домашними заданиями вновь стал предметом бурных обсуждений. Ранее этот вопрос подняла депутат Эльмира Ахундова: ей кажется, что учащихся средних школ чересчур загружают заданиями на дом, а преподаватели свои задачи и обязанности перекладывают на плечи родителей. Исходя из этого, она предложила для учащихся первого и второго классов отменить или задавать лишь минимальные по объему домашние задания.
Иначе детям некогда будет заниматься спортом или музыкой, а из-за сидячего образа жизни могут возникнуть проблемы со здоровьем, заявила Ахундова.
Если вопрос добрался до парламента страны, то стоит узнать об этом больше. Поэтому Sputnik Азербайджан решил обратиться к экспертам с вопросом, сколько же следует задавать ученикам на дом и как этот процесс регулируется.
Завотделом Центра куррикулума Института проблем образования Бибиханым Ибадова в беседе отметила, что данный вопрос регулируется решением Кабинета министров АР о единых нормативах по строительству, материально-техническому оснащению образовательных учреждений, общих санитарно-гигиенических нормах, нормативах об ученических местах.
В Минобразования АР поступили жалобы на буллинг в школах и педагогов >>
Согласно требованиям к образовательному процессу, если дается домашнее задание, то должно учитываться время его выполнения. Так, со второй половины первого класса это время составляет до часа, со 2-го класса – до полутора часов, в 3-4-м классах – до двух часов, в 5-6-м классах – до двух с половиной часов, в 7 и 8 классах до трех часов, а для оставшихся классов – до четырех часов, объяснила Ибадова.
"Таким образом, ученикам первого класса по всем предметам должно даваться столько домашнего задания, чтобы его выполнение заняло не более часа", - отметила эксперт, по словам которой, чрезмерная загрузка учащихся домашними заданиями противоречит принятым нормам.
"Домашнее задание должно быть творческим. Если в классе ребенок усвоил тему, учитель смог объяснить ему "ключ" к решению заданий, достаточно дать домой одно задание", - сказала Ибадова.
Учитель в классе должен раскрыть суть урока, научить технике чтения, заметила также эксперт: "При этом не стоит забывать о детской психологии, уроки следует строить так, чтобы это мотивировало ребенка, вызывало у него интерес".
"В начальных классах от ученика следует добиваться лишь правильного чтения и понимания прочитанного", - подчеркнула она.
Часто учителя дают на дом ученикам несколько заданий, заметила Ибадова, а это приводит к тому, что дети слишком загружаются и родители вынуждены нанимать для них репетиторов.
"Даже до того, как детей допустить к самостоятельному выполнению заданий на продленке, надо с ними прогуливаться на открытом воздухе, играть в активные игры в школьном дворе. Далее они должны привлекаться к кружкам, интеллектуальным играм, надо проводить с ними викторины, задействовать их в творческих вечерах. К сожалению, у учащихся не остается свободного времени", - заявила завотделом.
Домашнее задание играет большую роль в умственном развитии детей и при этом способствует формированию чувства ответственности, заметил в свою очередь эксперт по вопросам образования Кямран Асадов.
"Наряду с этим, при обучении новому растет работоспособность детского мозга. И поэтому подготовка к уроку должна проходить в условиях, соответствующих желаниям ребенка", - сказал Асадов.
Директор школы "рисовала" пятерки и осталась без работы >>
Важна и роль родителей при выполнении "домашки", ни в коем случае нельзя оставлять ее выполнение только на ребенка, подчеркнул он.
"В таких случаях у ребенка может появиться чувство беспомощности, но это не значит, что надо делать задания за него, потому что он устал", - добавил эксперт.
Однако Асадов признает, что на сегодня в начальных классах страны применяется сложная программа, которая приводит к загруженности детей сверх меры.
"Домашнее задание школьникам надо давать в соответствии с современными программами обучения, с куррикулумом, но у нас это все еще делается по традиции старых программ", - отметил он.
Если на тему выделено 45 минут, то ученик ее должен усвоить уже в классе, если же степень усвоения материала слабая, то учитывая именно этих учеников, можно дать задания на дом для выполнения в свободное время, пояснил Асадов.
"Ученикам с более высокими показателями можно дополнительно по теме задавать более интересные и серьезные вопросы", - сказал он.
При слабом усвоении материала школьники также могут после урока дополнительно заниматься с учителем, но в целом домашнее задание задавать не должны, подчеркнул эксперт.
"Обучение проходит в школе, ученики должны в классе изучать темы и тексты. После занятий дети должны уделять время лишь физическому воспитанию. Домашнее задание можно назначить в объеме, который позволит школьникам иметь свободное время", - заявил Асадов.
"Мне 30 лет, и я каждый день делаю уроки": крик души о вечной проблеме >>
Чрезмерное количество домашних заданий может свести на нет желание учиться вообще, может пропасть интерес к школьным урокам, добавил он.
"Поэтому от учителей требуется высокое мастерство и квалификация. Они должны правильно оценить способность ученика усваивать материал и соответственно давать домашнее задание. А порой учителя любых классов дают по десять заданий на день", - сетует эксперт.
В итоге слабый справится лишь с малой частью и останется слабым, а оценка в классе также будет неверной, потому и важно правильно выбирать задания для оценивания учеников, объяснил Асадов.
"Отмена для первоклашек некоторых экзаменов снизила нагрузку. В 1-2-х классах формируются первичные навыки и знания, разрабатывается навык письма, домашнее задание должно охватывать эти навыки чтения и письма, чтобы они не ослабли", - указал эксперт.
И разумеется, загруженность детей домашними заданиями не обходит стороной их родителей, нервы и время вместе с чадами растрачивают и они. В итоге решение указанной проблемы упростит жизнь немалому числу людей в стране, и ни дети, ни их родители не будут жаловаться на нехватку времени из-за школьных заданий.